Конструкции, предлагаемые автором, запатентованы. В случае их массового изготовления, согласно Закону, Вам следует заключить с автором или его доверенным лицом лицензионное соглашение на право изготовления и продажи изделия.
Автор сердечно благодарит за активное участие в издании лично:
– Главу администрации Псковской области Туманова Владислава Николаевича.
– Главу администрации Печорского района Псковской области Монтаровского Анатолия Александровича.
– Председателя Президиума Псковского областного общества охраны природы Ромачевского Бориса Арсеньевича.
С ТОО «Русская провинция», 1996г.
Живая» экология
Печорский район Псковской области – западное порубежье великой России. Земля, овеянная легендами, боевыми и трудовыми подвигами наших славных предков. 1140 лет древнему селению Изборск, где величаво красуется мощная каменная крепость, выдающийся памятник оборонного зодчества Древней Руси. С 28 августа 1473 года живет полнокровной жизнью Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь. Озерный край, обилие зверей в лесах. В земных недрах района открыты полезные ископаемые. В райцентре построен крупнейший в мире Печорский комбинат по производству керамических изделий. Наш район по европейским стандартам считается экологически чистым.
В новое время, овеянное развитием демократических процессов в Российской Федерации, администрация Печорского района, как и все природоохранные структуры Псковской области, твердо идет по пути «очеловечивания» экологии, то есть воспитания населения в духе бережного отношения к природе. Выполняя решения Рамсарской конвенции по оздоровлению акватории Балтийского моря в области для ЮНЕСКО разработано «Положение об угодье», а Псково-Чудская приозерная низменность имеет теперь статус водо-болотного угодья международного значения, как местообитание водоплавающих птиц (93600 га). Решением Правительства Российской Федерации на территории района создан историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск».
Год от года набирает силу «живая» экология, процветание природных «оазисов» Псковщины и участие все более и более широких масс в обновлении земной красоты края. В приобщении к сохранению и приумножению природных биологических запасов особую роль играет пчеловодство – древнейшее и исконно славянское ремесло. В цветущий сад планету превратили насекомые. Медоносные пчелы – это процветание растительного царства, составная часть фауны леса и важнейшее звено всей экологической системы Земли. Подсчитано, что доход от повышения урожайности растений в результате опыления пчелами в 100—120 раз превышает прямую прибыль от меда, воска, прополиса.
Перенос пчелами с одних цветов на другие обеспечивает стопроцентное оплодотворение, а значит полновесный урожай семян и плодов. Единение цветка и пчелы – сказочная скатерть-самобранка: чем больше здесь пьют нектара и уносят пыльцы, тем больше прибывает снеди. В результате опыления пчелами урожайность огурцов повышается на 30%, помидоров и вишни – на 40%, гречихи и подсолнечника – на 45%, клевера лугового – на 80%, кормовых бобов – на 90%, яблоневых садов – до 300% по сравнению с самоопылением. Качество льносемян и льнотресты льна-долгунца всецело зависит от опыления посевов льна пчелами, а сбор семян льна возрастает на 50%.
Пчелы всегда на Руси числились знатным капиталом. Регулярное употребление меда, настоек прополиса, медицинских препаратов из маточного молочка и пчелиного яда. медовых квасов и напитков, к горькому сожалению, сегодня является уделом избранных, богатых людей. А ведь продукты пчеловодства, по сути своей бесплатный материал: каждый раз, гуляя по зеленым холмам и долам, мы омываем свои ноги нектаром сбитых или потревоженных цветков. Шутка ли сказать: каждый гектар земли псковской «производит» от 10 до 60 кг нектара-меда ежегодно, остается только собрать и пустить в дело этот охотой запас. Но для этого нужны пчелы…
Пасека – это всегда улей, но улей еще далеко не пасека. Пасечное ремесло воспитывает стойких ревнителей природы пчеловодов-пчелинцев. Делу расширения отряда пчеловодов не только на Псковщине, но и в других пределах страны, по нашему глубокому убеждению, послужит книга практического пчеловодства известного пчеловода-изобретателя, фермера Глазова Геннадия Васильевича. В таком самобытном и старинном ремесле, как пчеловодство, открытия случаются не часто, но нашему земляку удалось изобрести улей принципиально нового типа, улей с биотехническими свойствами дупла. Пчеле возвращено «пчелиное», а раз так, то упрощается уход за насекомыми, растут медосборы пасек и повышается биологическая защищенность пчелосемей от антропогенного воздействия.
Пчелиная семья впаяна в мир природы, это экологический бриллиант. Пчелы удивительным образом защищены против атмосферных воздействий: ветра, жары, холода. Им подвластны вредные микробы, но насекомые остаются беззащитными от людей. В годы общественно-колхозного пчеловодства произошла полная стериализация исторического опыта русского пчеловодства, пчеловодства лесного, северного, уникального на планете. Сегодня национальное пчеловодство носит чисто лабораторный характер.
По данным Госкомстата полная гибель пчелосемей в России только в зиму 1993-1994 гг. составила 369.9 тысячи (журнал «Пчеловодство», № 5, 1994, стр. 3). При рыночной цене около 400 тысяч рублей за семью прямые убытки для сельского хозяйства страны составили 147 миллиардов 960 миллионов рублей. И такие астрономические потери ежегодно.
С жутким постоянством мы уничтожаем то, что принадлежит вечности. Ошибочно запихнув пчел в улей-стандартник, постоянно поругивая его в отраслевой литературе, мы, ничего не меняя, столетие мучаем в нем самую продуктивную в мире пчелу-боровку. По статистике только 7 пчеловодов из 100 имеют от пасеки прибыль, а остальные 93 перебиваются «с хлеба на воду». Расширение гнезд целыми корпусами, многочисленные перестановки тяжелых частей составных ульев закрыли путь на пасеку людям слабым физически, женщинам, пенсионерам.
Сегодня пчеловод хочет ясно представлять мир пчелы и точно знать законы пчеловодства. Успехи отдельных пчеловодов, а таких считанные единицы по каждой области России, на базе устаревшего улья – это удел трудоголиков. Насилие над пчелой зеркально оборачивается насилием над самим человеком. Ложная теория порождает грубую практику. Разорвать этот порочный круг можно лишь создав принципиально новую модель улья и на его базе безупречную технологию. Это не просто технологический вопрос. Мы поднимаем знамя борьбы за перевоспитание пчеловодов, за изменение их экологического менталитета и за приобщение к пчеловодному ремеслу более широкого круга граждан.