Деятельность органов, обеспечивающих безопасность государства, неразрывно связана с его историей. В декабре 2015 года будет отмечаться 95-летие внешней разведки нашей страны. Уникальные профессиональные традиции, опыт, накопленный предыдущими поколениями, во многом определяют сегодняшнее лицо Службы внешней разведки Российской Федерации.
Работа каждой государственной организации во многом зависит от конкретного лица, которое ее возглавляет. Начальник разведки любого государства всегда окружен ореолом таинственности и исключительности. За годы существования внешней разведки нашей страны всего 29 человек стояли во главе неё или исполняли обязанности её руководителей. Каждый из них являлся личностью, достойной уважения хотя бы за то, что по мере своих сил и способностей полностью отдавал себя решению задач в этой чрезвычайно деликатной области человеческой деятельности.
А.М. Сахаровский, возглавлявший советскую внешнюю разведку с 23 июня 1955 года по 15 июля 1971 года, достоин того, чтобы хоть в малой степени попытаться оценить его роль и вклад в общее дело обеспечения безопасности Советского государства, понять насколько ответственны были те задачи, которые приходилось ему решать.
Однако публикация книги о генерал-полковнике Александре Михайловиче Сахаровском вряд ли была бы возможна до появления в свет пятого тома «Очерков истории российской внешней разведки», который посвящен работе «легальных» и нелегальных резидентур, а также их сотрудников в 1945–1965 годах.
Деятельность разведки в эти годы была нацелена на обеспечение мирных условий для послевоенного развития страны, недопущение перерастания холодной войны в третью мировую войну, на помощь народно-освободительным движениям в колониальных странах в их борьбе за независимость. Советская разведка продолжала отслеживать планы и намерения ведущих капиталистических стран по изменению в свою пользу соотношения сил в мире, содействовала преодолению монополии США на ядерное оружие и научно-техническому прогрессу нашей страны.
А.М. Сахаровский в этот период прошел путь от начальника отдела, подполковника территориального управления НКГБ, до начальника Первого главного управления КГБ при СМ СССР, генерал-полковника. Возглавляя внешнюю разведку, он являлся проводником идей высшего политического руководства страны, которые затем воплощались в оперативные мероприятия, и, наоборот, аккумулировал полученную посредством оперативных мероприятий информацию и в концентрированном виде доводил ее до высшего руководства страны.
Ему довелось на практике познать всю сложность отношений, существовавших между КГБ и ЦК КПСС, и степень ответственности за принимаемые решения. Он всячески отстаивал на всех уровнях профессионалов-разведчиков, честно и самоотверженно трудившихся в системе государственной безопасности на благо Родины.
Александру Михайловичу пришлось работать в один из самых сложных периодов холодной войны, когда произошел новый раскол мира на военно-политические блоки, а Советский Союз со всех сторон был окружен сетью военных баз, в том числе с ядерным оружием. Берлинский и Суэцкий кризисы, осложнение обстановки на Ближнем Востоке, распад колониальной системы, агрессия против Кубы, поставившая мир на грань ядерной войны, – все это значительно обостряло международное положение.
В чем же состояла роль начальника Первого главного управления Комитета государственной безопасности, от которого во многом зависела эффективная работа внешней разведки? Об этом мы и попытаемся рассказать читателю.
В. Прокофьев
Люди особого предназначения
(Вместо предисловия)
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Н. Тихонов
Поколению людей, родившихся в России в начале ХХ века, суждено было жить в сложнейшую историческую эпоху и преодолеть суровые испытания, главными из которых были революции, Гражданская война, голод и разруха, тревожные предвоенные годы, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление разрушенных городов и поселков, промышленного и сельскохозяйственного потенциала.
В трудные времена наиболее ярко проявляются лучшие черты характера человека, такие, как преданность благородной идее, высокие моральные и нравственные качества, умение взять ответственность на себя и повести за собой людей. Чтобы в сложных условиях быть лидером, надо являться незаурядной личностью, человеком «особого предназначения». При этом совсем не обязательно занимать высокие государственные посты, но обязательно надо быть примером для подражания в том коллективе, в котором ты трудишься.
Герой книги Н. Островского «Как закалялась сталь» Павел Корчагин, а также Алексей Стаханов, Валерий Чкалов, Александр Матросов, Сергей Королев и многие другие были теми лидерами, которым подражало не одно поколение советских людей. Они восстанавливали разрушенные революцией и Гражданской войной промышленность и сельское хозяйство, выполняли план ГОЭЛРО, строили Байкало-Амурскую магистраль, поднимали целину, создавали «катюшу» и запускали в космос спутники, сохраняли русскую культуру и наши традиции.
Но есть еще одна не менее почетная профессия – Родину защищать. На долю людей этой профессии выпала честь охранять безопасность Русской земли, которая раскинулась «от финских хладных скал… до стен недвижного Китая!» И не вина донского казака Ермака Тимофеевича, который пришел на дикие берега Иртыша и нашел вечный покой под его студеными водами, что эта прекрасная земля долгое время была местом ссылок и сплошной каторги.
Дмитрий Донской, Александр Невский, простой посадский человек Кузьма Минин и воевода князь Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов всегда опирались на тысячи оставшихся безвестными русских ратников, которые могли постоять за честь и славу своего государства. И поколение, рожденное на рубеже ХIХ и ХХ веков, может гордиться тем, что оно добилось очень многого в различных областях человеческой деятельности.
Ясный ум, стойкий характер, терпение, непоколебимая вера в правоту своего дела, помноженные на глубокие патриотические чувства, – все эти качества присущи людям «особого предназначения». Им бесконечно дорого славное прошлое нашей Родины. Но, как говорил русский писатель Леонид Леонов, «одним воспоминанием прошлого не проживешь». «Старина, – подчеркивал он, – любит красоваться в раме могучей современности, и сколько на нашей памяти увяло слав былых, не поддержанных деяниями потомков. Плохо бывает не успевшим включиться в стремительный гераклитов поток. Громадные империи уходят в пучину, как разломленные на штормовой волне старомодные корабли, – даже надменные религии пытаются пристроиться к ритму текущей жизни. Время от времени врываясь в застойные будни, новые, высшей целесообразности идеи порождают гигантские, подобные Октябрю, события – они перепахивают карту мира, разоблачают мнимое благообразие прежнего уклада, ускоряют бег технического прогресса: так было и с нашей страной. Неторопливые историки, когда придут на смену нынешним летописцам, подведут окончательный баланс совершившимся преобразованиям с учетом и материальных достижений, выдвинувших нашу державу на полупервейшее индустриальное место».