Год 3. 2056. по календарю Союзных Миров. Планета Негген-Эй. Зона третьей провинции Ллгорн
Высоко в вечернем небе Негген-Эй парили крылатые лорт – маленькие теплокровные хищники, причуда местной фауны. Наделённые большими перепончатыми крыльями, они неутомимо охотились на бесчисленных насекомых – благо и проклятие этого мира. Насекомым было чем заняться: без устали опыляя, прореживая, перенося с места на место семена буйной местной флоры, они в то же время страшно докучали местным жителям, а потому в городах от них избавились – и лорт не водились там тоже.
Ал-Неур Киман Деу теперь нечасто возвращался в родной мир. Делу своей жизни он служил на Со-эй – главной планете всех миров Ллгорн. Эту честь ему, как одному из подающих большие надежды Эт-Неур, оказал Со-Неур Негген-Эй ещё восемь лет назад. И вот теперь он, Ал-Неур, вернулся домой, оказывая честь своей семье и отдавая ее прежним наставникам.
Родная планета больше не манила его обратно. Пусть он не обзавёлся на Со-эй ни семьёй, ни новым домом, тихий захолустный мирок не мог конкурировать по притягательности с его теперешней жизнью. Ал-Неур, статус, о котором он едва осмеливался мечтать, за последние луны серьёзно расширил его горизонты. Что такое тихая жизнь в любом из миров, по сравнению с тем, чем он теперь занимался! Годы работы и напряжённого обучения сделали его одним из тех, кто ищет и дарит своему народу новые миры и пути их достижения. От его рекомендаций зависит решение Совета, как и для чего будут использовать Ллгорн новую планету. И будут ли.
Все положенные визиты он уже совершил. Вынес бурное ликование родни, не прячущей за сентуро своих эмоций в стенах домов Клана, не уронил достоинства. Теперь ему оставалось лишь навестить Башни своей Касты здесь, на Негген-Эй, – и можно возвращаться.
Он сделал остановку вдалеке от жилья, чтобы напомнить самому себе, откуда растут его корни. В последнее время он ловил себя на ощущении, что даже Со-эй он не воспринимает как дом. Рубка корабля-разведчика, одинокий полёт среди знакомых и незнакомых звёзд, поиск новых точек перехода – вот что теперь манило его всё сильнее. Вот чего жаждало его сердце.
Киман Деу погрузился в воспоминания, не замечая бега времени. Что-то же сделало его таким, каким он стал? Деу-а улыбнулся, вспоминая недоумение семьи и Клана, когда Совет Триер рекомендовал его для поступления в Касту Неур. Не Тенери, как надеялась мать, и не Ллен, как тайно мечтал отец, а Неур! Немного славы и средств может принести служба охранником правопорядка на заштатной планете, где никогда ничего не происходит. Однако когда Деу-а прислушался к себе, то перспектива стать учёным (Ллен), чиновником (Тенери) или врачом, а ещё, может быть, каким-нибудь инженером-эксплуататором агротехники, как отец, его просто напугала. Он сделал свой выбор скорее от отсутствия последнего, чем по осознанному желанию. И лишь на второй год обучения в Касте начал понимать, что не ошибся. Тогда выбранный путь поглотил его целиком, и наставники всё чаще начали прочить ему хорошую карьеру. Останься Деу-а на Негген-Эй – он уже имел бы в подчинении руку Эт-Неур, но он был одиночкой, и стремление командовать не находило отклика в его душе. Отличные знания и умения, самостоятельность и бесстрашие выдавали в нём будущего Ал-Неур. Но на родной планете Деу-а Ал-Неур было нечего делать. Оттого его и направили на Со-Эй.
Со-Эй напугал провинциального юношу роскошью и наглядной демонстрацией величия и возраста его народа. Мягкие тона, в которые на этой огромной планете было окрашено всё – и небо, и строения, и безупречные ландшафты, – не могли уменьшить того давления, которое испытывал каждый, кто прилетал сюда впервые.
Башни Неур напоминали такие же, оставленные на Негген-Эй, лишь издалека. Эти были и выше, и неизмеримо старше. Двое новичков, присоединившихся к нему по пути, были потрясены не меньше и тихо переговаривались между собой. Деу-а стал сентуро, пытаясь скрыть потрясение за внешней невозмутимостью. Давалось ему это непросто. Выглядеть так, как сопровождавший их Эт-Неур, ему вряд ли удалось. Убедить себя, что его статус в Касте точно такой же, что и у неразговорчивого, намного более взрослого Ллгорн, не удавалось.
Их встретил во внутреннем дворе Башен Де-Неур – тот, который будет сопровождать весь путь Киман Деу во время обучения и работы и перестанет это делать, только если новый член его Руки сам заслужит статус Де-Неур…
Башни Центра Неур. Планета Негген-Эй
Со-Неур сам вышел встретить его, что, несомненно, было огромной привилегией. Очень старый Ллгорн, повсюду сопровождаемый двумя ненамного более молодыми учениками, приветствовал Деу-а на широком внутреннем дворе.
Архитектура Башен повторялась всюду, но на Со-Эй ни единой травинке не позволялось пробиться между плитами двора, а здесь они нахально торчали из каждой трещинки и стыка. По стенам полз сине-зелёный местный плющ, что придавало всему сооружению вид значительно более древний, чем это было на самом деле. Сентуро (внешнее проявление отсутствия всяческих эмоций) Деу-а становился легко. Жизнь в столице миров Ллгорн невозможна без этого умения. Но его учителя предпочли общение антуро – по-родственному, без церемоний, тепло улыбаясь Ал-Неур. После всех положенных по протоколу, приветствий и вопросов они направились в личные апартаменты Со-Неур. Традиционный шат и обед со стариком позволили Деу-а поделиться своими сомнениями. Выцветшие за прожитые годы глаза тепло и внимательно смотрели с изрезанного морщинами бледного лица.
– Ты напрасно беспокоишься, Киман Деу. Твой путь – это путь особый. Ты, идущий впереди, прокладываешь дороги для всего народа, ты тот, кто смотрит вперёд. Ты, разведчик и воин, плакать о доме и цепляться за него корнями – не твой удел. Ты больше Неур, чем Ллгорн, – в этом твоя честь. А то, что подобные вопросы беспокоят тебя, и есть лучший показатель того, что ты помнишь, кому служишь. Неур Негген-Эй гордится тобой, мой мальчик!
Возвращение на Со-Эй не сулило Деу-а особых приключений. Лететь пассажиром большого корабля ему, опытному пилоту быстрого и маневренного разведчика, было откровенно скучно. Компания попутчиков эту скуку лишь усугубляла. У него не было ничего общего с торговцами-Тенери, которые ее составляли. Почти всю дорогу он провёл, получая новые знания из гипноуроков. Старые Боги не наделили его особыми дарами, которыми отмечали некоторых Ллгорн, но и у него имелись таланты. Одним из этих талантов была гибкая и чрезвычайно упорядоченная память Деу-а. Он пользовался гипноучителем без ограничений, и это никогда не доставляло ему неприятностей, в отличие от некоторых других. Никаких головных болей, никаких спутанных в голове данных. Всё раскладывалось по местам раз и навсегда. Этот талант немало помог ему всегда быть одним из лучших на теоретических занятиях и при начальном обучении и позже, в Неур.