Вступление
«Творения природы совершеннее творений искусств» —
Цицерон Марк Туллий
Наша природа многогранна. Даже в пределах одного края она может быть чрезвычайно разной в своём многообразии. Её уголки населяют удивительные существа – от крохотных насекомых, до грациозных редких кошек – амурских тигров и леопардов. Чего только не встретишь в природе нашей страны: и степи, и величественные горы с ледниками, и даже субтропики. Порой природа выступает не только в роли вдохновителя, но и в роли учителя. Она учит терпению, созидательности и мудрости. Наши братья меньшие заставляют взглянуть иначе на жизнь. Какие-то определённые места врезаются в нашу память и вызывают тёплые ассоциации.
Эта книга скорее является откровением моего внутреннего мира, жизненной философией, которая тесно переплетается с природой. Именно природа учит меня быть наблюдательным, интересующимся, терпеливым.
Книга создана в основном из журналистских очерков, которые были опубликованы в разные годы в еженедельных забайкальских изданиях «Читинское обозрение», «Земля» и др. Здесь собраны мои мысли и чувства о природе родного края и некоторых других уголках России. Я постарался также рассказать и о маленьких обитателях, которые окружают нас всюду, порой даже в черте городов. К сожалению, у многих людей они вызывают антипатию, поэтому с помощью этой книги я постараюсь изменить мнение об этих существах в лучшую сторону.
Я благодарен тем людям, которые привили мне любовь к природе и писательскому делу с самых малых лет – моим родителям. Именно они научили меня находить удивительное в обыденных вещах, останавливаться и наслаждаться моментом, никуда не спешить.
Хочу выразить большую благодарность моему учителю и другу в одном лице, – за поддержку, приглашения в уникальные экспедиции, походы и каждый раз получение новых знаний о природе – Олегу Валерьевичу Корсуну.
За умение рассказывать о сложных вещах простым языком, и подталкивание меня к написанию книги, я бы хотел сказать спасибо Ольге Георгиевне Локотко.
Отдельная благодарность моим уважаемым преподавателям Екатерине Александровне Игумновой, Ирине Фёдоровне Кривенковой и Марине Владимировне Гилевой. Их любовь к живой природе и богатый исследовательский опыт продолжают поддерживать мой интерес в этой области и пополнять багаж знаний.
Благодарю Сергея Владимировича Алкина и Геннадия Максимовича Агафонова, за ценные замечания и скрупулёзное изучение моих текстов, а также за тёплые слова поддержки.
Огромное сердечное спасибо редактору Екатерине Валерьевне Филипповой, за труд, проделанный над этим сборником, и приведение моей грамматики в порядок.
За способность встать рано утром и отправиться наблюдать первый весенний дождь или пение птиц я всегда буду обязан Юрию Тимофеевичу Руденко. К сожалению, его уже нет с нами, но его ценные уроки и оптимизм по отношению к природе и людям, навсегда останутся в моей памяти.
Прошу прощения, если вдруг кого-то забыл упомянуть, но так или иначе, я помню помощь, а также значимость всех людей, что делили со мной путь во время походов, прогулок и экспедиций.
Было решено сделать две главы, первая из которых посвящена удивительным животным и растениям, что повстречались на моём пути. Они оставили неизгладимые впечатления и эмоции.
Вторая часть посвящена интересным местам Забайкальского края, Дальнего Востока, Крыма и некоторому жизненному опыту, который я получил благодаря природе.
Глава I Братья наши меньшие
Обыкновенная автомобильная трасса за городом. Проезжая на машине, видишь довольно скучный пейзаж: с одной стороны почти вертикальный обрыв, уходящий на метры вниз, с другой – запылённые деревья, редколесья, старые пожарища. Казалось бы, всё занесло пылью от дороги и жизни здесь никакой нет… Решаешь остановиться и пройти подальше, в поисках интересных снимков. Может быть, повезёт там, вдали от трассы? Берёшь фотоаппарат и вступаешь в лес. Между краем дороги и березняка блестит неприметная лужица воды. Перешагиваешь её и устремляешься дальше, в царство лешего.
Лес и правда будто находится под покровительством волшебных сил. Подстилка из густого сырого мха проваливается под ногами, вокруг тишина, лишь слышно изредка шуршание автомобильных колёс. Вот на высокой сосне гаркнула ворона. В воздухе приятно пахнет сыростью, как после грибного дождя. Вот старый замшелый пень, наверху которого дружно взошли маленькие сосёнки. Тут же неподалёку целая поляна колдовских грибов – мухоморов. Красиво, но чего-то не хватает, всё это я уже много раз видел и фотографировал. Решаю пройти ещё дальше…
Но, к сожалению, лес в скором времени заканчивается, и я выхожу на горельник. Пустая опушка с обгоревшими пнями и поваленными соснами – печальная картина. А ещё года три назад здесь был просто сказочный лес с мощными берёзами, соснами и осинами. Но теперь, по вине неосторожного обращения с огнём, здесь лишь выжженное поле, которое совсем не радует глаз. И чтобы этот лес восстановился, понадобится не менее 15 лет, а то и больше, и это с учётом того, если он вновь не пострадает от пожаров или вырубок.
Расстроившись такой картиной и тем, что не удалось добыть новые фотографии, возвращаюсь к машине. Вдруг взгляд падает на лужу возле самого края леса, с виду обычную. Приглядевшись, вижу, что это не простая лужа, а настоящий «клондайк» жизни! Возле автодороги, где всё выглядит таким безжизненным и серым, на самом деле полно живых существ. Этот маленький водоём, как оазис посреди пустыни расположился у трассы. А жители его – молодые сибирские углозубы. Ещё их называют четырёхпалыми тритонами и вот уж кого не ожидаешь встретить в таких местах. Животные очень интересные, это единственный вид хвостатых амфибий, которые встречаются на территории Забайкалья. Они самые настоящие хищники, хотя и размеры их пока не превышают пяти сантиметров. Здесь у них пищи в достатке – всевозможные рачки и личинки водных насекомых, на которых они охотятся. Очевидно, весной взрослые тритоны отложили здесь икру, и эти малыши жили и развивались всё время. Скоро они ещё немного подрастут и покинут водоём. Вот с дерева упал листок на воду, и с виду неуклюжие амфибии, которые только что лениво плавали у поверхности воды, с молниеносной скоростью уплыли на дно, спрятавшись там под коряжками.
Сибирский углозуб, или четырехпалый тритон (Salamandrella keyserlingii)
Несмотря на всё ещё сохраняющиеся наружные жабры, молодые тритоны уже способны выходить на сушу