Дорогой для меня отзыв от профессионала, наставника, близкого человека
Владимир Васильевич Новиков
Думал, а как же мне писать о Жене Кислякове как о поэте?! О поэте, а не о Жене, которого я знаю много лет, – молодом, энергичном, постоянно что-то начинающем и влюблённым в жизнь, неугомонном, ищущем… и вдруг вспомнил строки великого Евтушенко:
Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
И в очередной раз поразился точности Великого поэта! Тому, как строки эти подходят к творчеству нашего героя. И про Гражданство, и про «уюта нет, покоя нет». А ведь в характере Жени и его поэзии всё это есть! А главное, это всё составляющая его жизни. И это он передаёт читателю в своих стихах, в творчестве, в самой своей жизни. Непоседа, неугомонный путешественник… Ему мало поэзии, ему нужны и театр, и музыка, и новые и новые проекты. И безудержная жажда жизни, познания. Поэтичность строк несомненна, а разнообразие тем поражает. Талант плещет и удивляет. Природа, быт, времена года, радость и печаль. И всё это с доброй искренностью и точностью. И опять просятся строки Евтушенко…
Я не хочу ни половины счастья, ни половины горя не хочу.
И что бы ему ни пожелать, ему всё равно будет мало… Мало поэзии, мало театра, мало музыки, мало жизни. С добром и верой,
Владимир Новиков
Народный артист России, актёр театра и кино, сценарист, писатель, поэт, Лауреат государственной премии и премии Ленинского комсомола
Вообще-то, рассказывать о себе я не люблю. Всегда старался обойти этот момент – и во всевозможных журнально-книжных публикациях, и на сайтах информации обо мне до сегодняшнего дня было очень мало. Но теперь всё же придётся, ибо первая серьёзная работа в виде настоящего поэтического сборника обязывает это сделать. Постараюсь быть максимально откровенным, но в меру сдержанным.
Итак, родился я 25 февраля 1989 года в Воронеже. Как и многие дети, ходил в детский сад недалеко от дома. Там услышал от сверстников матерные анекдоты, потом рассказывал их воспитателю, потом получал по шее от мамы… Ничего особенного – всё как у всех.
Дома у нас была большая библиотека. Папа в те годы много читал, особенно историческую литературу, и с ранних лет учил читать меня. Это сейчас, когда дети идут в первый класс, они уже умеют читать, считать и писать, а тогда это было редкостью. Всему учились в школе. А я умел читать, и далеко не по слогам, ещё до школы. Учиться, помню, не хотел, но отец заставлял… И сегодня я ему за это искренне благодарен. Скажу даже больше: сильнее надо было заставлять! Возможно, я был бы менее ленив. А мой дедушка Виктор Михайлович, которого, к сожалению, уже нет, имел редкий талант – буквально на ходу придумывать сказки. И ещё как умел – весьма неплохие сказки были! Вот так, садился и на ходу придумывал, а я помогал. Так развились у меня фантазия и чувство юмора с раннего детства.
В тот период я не выговаривал два звука – «Л» и «Р». Моя Бабушка Лариса Фёдоровна очень переживала по этому поводу – мол, таким и вырасту – и всё сокрушалась: «Вроде русский, а тут непонятно что получилось…» Потратив много сил и времени, она всё же научила меня выговаривать «Р», а вот правильно произносить «Л» я так и не научился – до сих пор получается через раз. Не хватило у меня усидчивости. А у бабушки хватило бы… Но это, в общем, меня никогда особо и не печалило.
Творчеством я начал заниматься довольно рано. Впервые муза посетила меня в возрасте семи-восьми лет. Я очень хорошо помню тот день. Начальные классы. Шёл урок чтения. Первая учительница – Марина Петровна – рассказывала нам о Сергее Есенине: о его жизни, о трагической судьбе Айседоры Дункан, разбавляя своё интересное и познавательное повествование стихами великого поэта… Именно тогда я впервые влюбился в слово! Именно в тот момент я понял, как велик, красив и могуч русский язык, как много он даёт разных возможностей самовыражению и искусству! И мне захотелось (хотя правильнее будет сказать «во мне загорелось желание») научиться этим самым словом владеть. Я дал себе обещание, которому в дальнейшем никогда не изменял – много читал, писал, искал, самообразовывался, продолжаю делать это и сегодня, и буду всегда, пока живу. Так вот, вернёмся к тому дню, когда во мне загорелось желание научиться владеть словом. Помню, после уроков я пришёл домой и написал своё первое стихотворение. Точно уже не вспомню его содержания – по-моему, что-то про солнце и природу. А на следующий день пришёл в школу, показал учительнице – и после уроков она объявила всему классу: «Женя начал писать стихи». Я вышел к доске, сильно волновался, но всё же прочитал своё первое творение перед всем классом. Ощущения были непередаваемые… к тому же тогда я услышал первые в своей жизни аплодисменты.
Потом были долгие годы проб и ошибок, взлётов и падений и, конечно, побед. В это время и уже позже я открыл для себя множество поэтических имён, среди которых – Эдуард Асадов, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Михаил Круг, Юрий Клинских «Хой», Егор Летов, Илья Кормильцев, Вадим Кузьмин («Чёрный Лукич»), Сергей Наговицын, Иван Кучин, Игорь Растеряев и многие другие достойные современники. И конечно же, храню по сей день уважение к Сергею Есенину и любовь к его творчеству.
Многие мои ранние стихи, к сожалению, не сохранились, но что-то точно есть в домашнем архиве у моей мамы. Вообще, в школе я писал довольно редко, а то, что сочинял, почти никому не показывал. После третьего класса попал сразу в пятый. Там была замечательная учительница Оксана Витальевна Краснова – она тоже значительно повлияла на мою любовь к русскому языку и литературе, но, к сожалению, вскоре ушла из нашей школы. Контакты с ней были потеряны и не найдены до сих пор. В старших классах учителей, близких мне по духу и по силе любви к литературе, мне больше не попадалось, а вот от Оксаны Витальевны осталась на память тетрадь. Моя рабочая школьная тетрадь по русскому языку за 5 класс, которую она выделила, как самую аккуратную, прилежную. Нарисовала там забавный рисунок и при всём классе похвалила. Мне в тот момент даже неловко как-то стало… однако знаю, этот человек верил в меня, в мой талант. Больше о школе ничего светлого вспомнить не могу. Учился я плохо, стабильно легко мне давались лишь русский язык, литература и музыка, почётных грамот не получал, в активах не состоял, закончил с аттестатом и Слава Богу!