Наталья Потапова
Накануне Дня Победы
Потапова Н. Накануне Дня Победы: рассказ / Н. Потапова. – Москва: ЛитРес, 2021. – Текст: непосредственный.
Аннотация
В юности нам свойственно считать свое мнение самым важным и единственно правильным. Взрослые, вторгаясь в наши планы, представляются по обыкновению отсталыми формалистами.
Герой рассказа – семиклассница Яна думает схожим образом, когда учитель спешно поручает поздравить ветеранов, нарушая её планы.
Но, сталкиваясь с трагедией, Яна, со свойственной детским сердцам чувствительностью к различению добра и зла, познает новые грани ответственности и дружбы с ровесниками. Происходит личностное взросление и открытие новых горизонтов в области человекознания.
Примечательно, что автор интерпретирует известную христианскую притчу. В ней отец зовет сыновей поработать в винограднике.
Первый сын соглашается, но не приходит, а второй сын отказывается, но, подумав, выполняет порученное. Тем самым в рассказе и в притче подчеркивается важность дел, а не только слов и обещаний.
Рассказ основан на реальных событиях 1984 года, имена изменены.
Впервые "Накануне Дня Победы" вышел в журнале "День и Ночь", 4/2020.
Рассказ адресован широкому кругу читателей.
Жидкие шторы не спасают от слепящего солнца, а математик нудно объясняет новую тему. Сил хватает только механически переписывать теорему с доски, параллельно витая в облаках, мечтая о лете, пионерлагере с переплётным кружком и знакомствах с интересными мальчиками…
Скорее бы лагерь! Мне очень хочется отдыхать: купаться, играть, читать. Осенью 83-го наш 7 "А" избрал меня старостой, и к концу года я изрядно устала.
Вот и дома "планов громадьё"! Например, завтра, 9 мая, мы с родителями поедем в деревню: поздравим дедушку-фронтовика и посадим картошку. А сегодня хочу отреставрировать бабушкин сборник Пушкина с засушенной незабудкой. Иначе совсем развалится, а бабушка им дорожит. И тут я вспомнила: она поведала мне, как в 30-е годы по газетам и этому сборнику учила читать односельчан. Среди учеников был и её будущий муж, который стал моим дедушкой.
Витания в облаках прервал вежливый стук в дверь. Вошла наша классная руководительница – Ирина Маратовна со своей объёмной сумочкой и спросила у математика:
– Игорь Олегович, позвольте сделать объявление?
– Ради бога. О! Вот и звонок. Ребята, до свиданья!
Учитель быстро собрался и вышел. Ирина Маратовна замялась, подбирая слова:
– Ребята! Завтра вы, наверное, проведете со своими родными, радуясь отдыху среди недели, а ведь это – День Победы. Поэтому сегодня нам доверили поздравить с наступающим праздником ветеранов, живущих близко от школы.
Она взяла в руки тетрадный лист.
– Вот имена и адреса пяти фронтовиков, нужно от имени класса поздравить их. Понимаете? Но это ни в коем случае нельзя делать формально, а только прочувствовав, что совершили ветераны для каждого из нас. Это почётное поручение мы должны выполнить хорошо…
При слове «почётное» Розалия, сидящая впереди меня, фыркнула и вскинула руку, заявляя с места:
– Ирина Маратовна! Мне нельзя в музыкальную школу опаздывать. Мама говорит: «Вся семья из-за пианино по одной половице ходит! Не подведи!»
– Ну… иди, – неуверенно разрешила учительница.
Я ждала: кто из одноклассников отзовётся, чтобы помочь. Учительница, выложив на стол альбом и дефицитный набор фломастеров, продолжила:
– Ребята! Нужно нарисовать открытки, они будут для ветеранов гораздо дороже печатных картинок. Вы согласны со мной?
Я подумала: "Ещё не легче! Так, по рисованию у меня – шаткая «четвёрка», значит, каждый второй ученик справится лучше, чем я. Но даже интересно, чем дело закончится?"
Розалия, выходя из класса, успела махнуть подружкам, намекая: «А вы что ждёте?» Тут же над партами взлетели три руки.
– Вы пойдёте к ветеранам? – в голосе Ирины Маратовны звенела радость.
– Мне тоже в музыкалку…
– А нам в изостудию бы…
– Да… Конечно, это тоже важно. Идите.
Девочки быстро выскользнули в дверь.
– Мальчики! Может быть, именно вам, как будущим воинам, лучше поздравить?
Рыжий Вадим встал и серьезно сказал:
– А у нас в хоккейной школе последний раз в сезоне – лёд. Тренер сказал, что прогульщики пусть пеняют на себя. Мы пойдём, ладно?
– М-да. Ну, идите. Не привязывать же вас.
Грохот отодвигаемых стульев вызвал шушуканье и переглядывание, словно Ирина Маратовна превратилась в учителя-новичка, неумеющего держать дисциплину. Она переминалась у доски и переводила взгляд с одного на другого ученика. Учительница остановилась рядом со мной, а я демонстративно стала разглядывать свои наручные часы, думая: «Было бы чем поздравлять там: цветы, конфеты, книги – я бы пошла… Но почему так поздно?» Она будто услышала меня и с трудом произнесла: