Николай Кузнецов - Накануне. Курсом к победе

Накануне. Курсом к победе
Название: Накануне. Курсом к победе
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Накануне. Курсом к победе"

Мемуары о войне на море в годы Великой Отечественной от первого лица – Наркома Военно-морского флота СССР, Главнокомандующего Военно-морскими силами СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Под его руководством советский флот успешно противостоял гитлеровскому вторжению и добился победы. От первого до последнего дня Великой Отечественной войны автор воспоминаний фиксировал трудности и успехи Военно-морского флота СССР.

Вклад Н.Г. Кузнецова в укрепление боеспособности ВМФ СССР велик, именно под его руководством накануне войны во флоте были проведены значительные преобразования, по его приказу силы ВМФ были приведены в боевую готовность перед 22 июня 1941 г., при его активном содействии военно-морская авиация нанесла бомбовые удары по Берлину в авхусте-сентябре 1941 г.

В своих воспоминаниях адмирал рассказывает о героической борьбе моряков против захватчиков. В книге рассматриваются основные военно-морские операции разных флотов, значимые сухопутные операции и сражения, в которых участвовал ВМФ. Адмирал, как член Ставки Верховного главнокомандования, был в курсе всех планов советского командования и делится ими на страницах своих мемуаров. Вдумчивый рассказ флотоводца показывает всю сложность действия флота в первые годы войны, когда корабли, военно-морская авиация и береговые батареи взаимодействовали с действующей армией в при-брежных районах.

Особый интерес вызывают воспоминания Н.Г. Кузнецова о работе Ставки Верховного главнокомандования, Крымской и Потсдамской конференциях и участии флота в разгроме японских милитаристов в 1945 г.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Накануне. Курсом к победе



© Кузнецов Н.Г., наследники, 2022


© Издательство «Эксмо», 2022

© Издательство «Яуза», 2022

Почему я взялся за перо

Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с советским Военно-морским флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом.

Пятнадцати лет – в те годы еще продолжалась Гражданская война – пошел на флот добровольцем. С тех пор минули десятилетия. Я был свидетелем того, как в двадцатых годах наш флот, потерявший в Гражданскую войну большинство кораблей и многих опытных специалистов, переживал напряженный период становления. По существу, нам пришлось начинать с азов морской службы. На моих глазах советский флот рос, набирался сил, мужал. Росли и мужали наши замечательные флотские кадры – командиры, инженеры, матросы. Со многими я бок о бок прошел службу на боевых кораблях. Делил с ними все: и радости, и невзгоды. Ведь служба на корабле – это нелегкий труд.

За годы морской службы мне довелось встретить немало интереснейших людей. Одни занимали совсем скромные посты, другие командовали соединениями и флотами, а некоторые вершили государственные дела. Обо всех этих людях, обо всем, что пережито, хотелось бы рассказать.

Есть события, не стирающиеся в памяти. И сейчас, четверть века спустя, я отчетливо помню трагический вечер и ночь на 22 июня 1941 года. Уже за два дня перед тем наши Морские силы были приведены в повышенную боевую готовность. Мы сделали это, не получив официального предупреждения о возможности войны и разрешения применять оружие. Указания последовали лишь около полуночи, когда до начала боев оставалось несколько часов. К счастью, флоты находились уже наготове, и в ту роковую ночь мы не потеряли ни одного боевого корабля.

Человек, посвятивший себя службе в Вооруженных силах, естественно, думает о войне постоянно. В мирную пору, пока военная гроза далека и тучи международных осложнений не закрывают горизонта, эти думы носят довольно отвлеченный, я бы сказал, теоретический характер. Но они воплощаются в конкретных решениях и поступках, когда угроза войны становится реальной и близкой.

Многое зависит от места и положения, которое занимает человек. Когда я начинал службу краснофлотцем на Северо-Двинской флотилии, от меня, в сущности, требовалось только быть готовым выполнить приказ командира, не больше. Другими стали мои заботы, когда, окончив училище, сам стал командиром артиллерийского плутонга[1], затем – помощником командира корабля. Но мысли о будущей войне и в то время носили еще очень общий характер. После окончания Военно-морской академии начал командовать крупным кораблем. Тут уж было недостаточно держать свое оружие в порядке и уметь метко стрелять, если прикажут. Надо было разбираться в обстановке на всем морском театре и отчетливо представлять себе возможные боевые операции в масштабах целого флота.

Жизнь сложилась так, что круг моей ответственности и моих забот стал возрастать как раз в самые неспокойные, предвоенные годы. Я участвовал в гражданской войне в Испании – был там советским военно-морским атташе и главным морским советником. В пору хасанских боев командовал Тихоокеанским флотом. В 1939 году получил назначение на работу в Москву, и на меня легло руководство Наркоматом Военно-морского флота. А как известно, обстановка была такова, что уже тогда требовалось считаться с опасностью прямого военного нападения фашистской Германии на нашу страну.

Когда вспоминаешь то время, неизбежно возникают вопросы. Почему нападение гитлеровской Германии оказалось для нас внезапным, застигло наши Вооруженные силы врасплох, хотя правительство уделяло огромное внимание обороноспособности страны, повышению ее могущества и укреплению границ? Почему И.В. Сталин, вопреки многочисленным фактам, до последнего часа не хотел верить в возможность скорой войны? Почему не обращалось должного внимания на то, что Гитлер сосредоточивает все новые дивизии на наших границах? Почему не принимались решительные ответные меры?

На это не ответишь несколькими словами. Тут надо многое сопоставить, взвесить, на многое требуется взглянуть сквозь призму прошедших лет. Думается, эти вопросы интересны не одним историкам. Не берусь дать исчерпывающий анализ событий тех трудных и сложных лет. Хочу только поделиться некоторыми своими мыслями.

Опытом минувшего освещается настоящее и будущее. Сегодняшняя международная обстановка напоминает, как мне думается, годы между Первой и Второй мировыми войнами: на Западе происходит непрерывный рост военных расходов, увеличивается численность Вооруженных сил, большая доля производительных сил идет на изготовление средств уничтожения и разрушения. Великие научные открытия, сделанные за последние десятилетия – атомная энергия, электроника, ракетная техника и многие другие, – которые могли бы принести огромную пользу человечеству, к сожалению, направляются для целей возможной будущей войны. Возникли агрессивные блоки. Германский милитаризм уже рвется к ракетно-ядерному оружию. Новая война, если империалисты ее развяжут, будет протекать совсем не так, как прошлые. Новое оружие – оружие массового уничтожения и моментального действия – определит и характер грядущих сражений. Они станут несравненно скоротечнее и сокрушительнее, охватят сразу большие пространства земного шара не только по фронту, но и в глубину. Военные теоретики, размышляя о будущей войне, придают огромное значение не только ее первым дням, но даже часам и минутам. Поэтому уроки неудачного для нас начального периода минувшей войны сегодня особенно важны.

Своим героизмом и самоотверженностью, ценой неимоверного напряжения сил и величайших жертв советский народ под руководством Коммунистической партии добился победы в Великой Отечественной войне и тем самым спас человечество от угрозы фашистского порабощения. Ныне Советский Союз вместе со всеми странами социализма прилагает огромные усилия, чтобы предотвратить пожар новой мировой войны.

Предвоенный период и начало войны, о чем я пишу, – всего лишь один из этапов невиданного в истории вооруженного столкновения. Мои воспоминания – это не детальный анализ предвоенного периода и даже не исторический очерк, а лишь обыкновенные человеческие раздумья. И если они побудят читателя глубже осмыслить события тех лет, я буду считать, что труд мой не пропал даром.

1974 год

Автор

Накануне

Флоту быть!

Родное прошлое

«Память сохранила в моей душе воспоминания о родной деревне не суровые, а, скорее, нежные – цветущие заливные луга, аромат свежего сена.

Родился я 24 июля 1904 года на Севере, в суровом краю трудолюбивых людей, сдержанных и добрых, в крестьянской семье. Деревня Медведки, раскинувшаяся в низине между речкой Ухтомка, впадающей в Северную Двину, и густым вековым лесом, находилась в 25 километрах от города Котлас и была оторвана от всего мира. Старики рассказывали, что деревню назвали Медведками потому, что когда-то давно возле ее околицы бродили медведи да волки. Так, наверное, и было.


С этой книгой читают
Николай Герасимович Кузнецов – адмирал Флота Советского Союза, один из тех, кому мы обязаны победой в Великой Отечественной войне. В 1939 г., по личному указанию Сталина, 34-летний Кузнецов был назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Во время войны он входил в Ставку Верховного Главнокомандования, оперативно и энергично руководил флотом. За свои выдающиеся заслуги Н.Г. Кузнецов получил высшее воинское звание на флоте и стал Героем Советского Союза
Николай Герасимович Кузнецов – адмирал Флота Советского Союза, один из тех, кому мы обязаны победой в Великой Отечественной войне. В 1939 г., по личному указанию Сталина, 34-летний Кузнецов был назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Во время войны он входил в Ставку Верховного Главнокомандования, оперативно и энергично руководил флотом. За свои выдающиеся заслуги Н.Г. Кузнецов получил высшее воинское звание на флоте и стал Героем Советского Союза
В своей книге Н. Г. Кузнецов рассказывает о периоде Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг., о советской помощи республиканскому правительству, о морских боях франкистов с республиканцами и о судьбах участников войны.
В личном дневнике матери сочетаются мелочи быта семьи и мысли о главных ценностях жизни, в нем – сгусток боли и всеобъемлющей любви. Герои книги достойно проходят испытания, очистив свою душу, и вновь обретают радость и смысл жизни.
Студенческая жизнь – веселая, разбитная и бесшабашная? А ведь школу эту прошли десятки миллионов человек…. Автобиографическая повесть «В лабиринтах памяти» предоставляет прекрасную возможность вместе с героями книги совершить путешествие в прошлое, вспомнить собственные годы в альма-матер, предаться сладостным ностальгическим воспоминаниям.
Книга «37 трагедий науки» рассказывает о тяжелых судьбах научных светил различных времён и национальностей. Слишком многое пришлось положить этим людям на алтарь науки, порой и саму жизнь. Персонажей этой книги постоянно испытывала судьба, словно выстраивая на их пути в ряд беды и невзгоды.
Предлагаемая читателю книга содержит воспоминания контр-адмирала А. Д. Бубнова и полковника Генерального штаба В. М. Пронина о Ставке Верховного Главнокомандующего государя императора Николая II в годы Первой мировой войны и революции. Авторы воспоминаний стали свидетелями важных исторических событий в жизни России начала ХХ в. На страницах книги рассматриваются триумфы и поражения русской армии, жизнь царской семьи и отношение офицерства к тем и
Она – красивая, умная, современная. У нее есть все. Муж, взрослый сын, работа, интересная жизнь. Он вообще не должен был появляться в ее жизни! Но судьба распорядилась иначе. Новое чувство накрыло с головой, обрушилось безумной страстью, и мучительно больно… и так сладко. Счастье слишком сильное, чтобы его можно было вынести. Счастье слишком острое, чтобы не порезаться. Они могли бы столько создать вместе. Они столько разрушили… И сами, и не без
Could a genius of thoughts and feelings emerge from primates? The answer is obvious. This means that there are certain potencies in a person, allowing to solve the problem of genius. On the other hand, geniuses among individuals is impossible to project and grow up at all diligence in any way, and they themselves somehow manifest, but is extremely rare. What peculiar properties promote manifestation of genius and in what it is expressed?
– Я предлагаю тебе сделку, – заявляет хладнокровно. – К-какую сделку? – после всего того, что произошло за последние пару дней, я ничему не должна удивляться. Но иглы страха терзают мою кожу, а взгляд мужчины напротив только усиливает ощущения. – Ты сыграешь роль моей невесты! – припечатывает тоном, не терпящим возражений. – Знаете, – поднимаюсь со стула, отточенным движением поправляю узкую юбку и делаю шаг в направлении двери, – кажется, вам
Ещё недавно не было никого счастливей меня: дом, семья, любящий муж, с которым мы ждали появления ребёнка. А потом всё рухнуло. Я потеряла сына, мужа и какую-либо надежду на счастливое будущее. Однако у судьбы на меня оказались совершенно другие планы. Я проснулась в чужом для меня мире, где маленький мальчик со столь знакомыми льдисто-голубыми глазами почему-то называет меня мамой. – Кто ты? – Как кто? Я твой сын! Забыла? Каким-то непостижимым о