cвятитель Феофан Затворник - Наши отношения к храмам

Наши отношения к храмам
Название: Наши отношения к храмам
Автор:
Жанры: Религиозные тексты | Православные молитвы
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Наши отношения к храмам"

Собираясь в храм, перечитайте хотя бы несколько глав из этой книги, и, даст Бог, наставления и молитвы святителя Феофана приблизят чаемое устроение души вашей в жилище Божие, когда святилищем станет дух, жертвенником – сердце, священником – ум. «Где… жилище Божие, там и небо, а кто небо в себе вмещает духовно, тот несомненно вступит и в истинное небо, как в верное наследие свое».

Печатается с незначительными сокращениями и уточнениями по: Наши отношения к храмам. Слова епископа Феофана. Из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859, 1861, 1867 и 1869 гг. Москва, 1893.

Бесплатно читать онлайн Наши отношения к храмам


© Издательство Сибирская Благозвонница, оформление, 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


1

Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого


Наконец благоволил Господь, чтобы в наши дни было приведено к окончанию давно начатое и столько желанное дело созидания сего священного храма.

Благодарение Господу!

Храм есть великое дело, кем бы и где бы он ни был устроен. В нем проповедуется слово Божие, совершаются таинства и возгревается дух молитвенный. Он есть хранилище всех Божественных даров ко спасению – возрождению, очищению, облагодатствованию, духовному питанию – с приставниками и раздаятелями их[1]. И приходи всякий и черпай черпалом веры из сей сокровищницы! Но не забудем, братие, что, посвящая Господу храмы, мы налагаем на себя или возобновляем наши обязательства в отношении к Церкви Божией.

Святой первомученик Стефан в своем к народу поучении говорил: «Соломон создал Богу храм, но Вышний не врукотворенных храмах живет» (Деян. 7, 48) – не потому, чтобы рукотворенный храм был не нужен и ничего не значил, но потому, что на созидании его одного не должно успокоиваться, а надобно приложить к нему еще и другое здание – духовное, из умов и сердец сложенное. И это так необходимо, что коль скоро нет сего последнего, то и первое теряет свою цену.

И вот чего, после посвящения Господу храма сего, ожидает Он от нас – именно чтобы все представили из себя Церковь Святую, которую любит Господь, о членах которой сказал Он: вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16). Сколько вожделенна сия близость Божия, столько желательно, чтоб было так в нас. И кто откажется от готовности всячески содействовать тому? Если же так, то должно приложить к сему желанию и самое дело. Каждый из нас есть то же в Церкви, что отдельный камень в здании храма. Как здесь каждый камень обделывается применительно ко всему зданию и тому месту, к какому предназначается, так и нам надобно быть образованными по духу Церкви, чтобы представить из себя камень живой, благопотребный к устроению храма Церкви, – с тем замечательным различием, что камень только прилаживается к зданию, а сам он не изображает его в себе, нам же надобно так образовать себя, чтобы представить в себе всю Святую Церковь. Посему заповедуют апостолы: сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен… возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2, 5), созидайтесь в жилище Божие, духом растите в церковь святую о Господе (Еф. 2, 21, 22), то есть каждый должен устроить из себя малую духовную церковь по образу великой Вселенской Церкви. Обяжем же себя к сооружению в себе этого духовного храма. Расчистим место для здания истинным покаянием, углубим основание крепкой верой и твердой решимостью жить по вере и затем, оживляясь притоком благодати чрез святые таинства, будем с терпением возводить здание, полагая, как камень на камень, добродетель на добродетель, связуя их любовью и уравнивая рассуждением и руководством пастырей; прикроем все, как кровлей, глубоким смирением и возглавим преданностью в волю Божию, которой, как на кресте, распинается самоличное устроение дел и путей жизни; оградим потом все непоколебимой верностью всем уставам и предписаниям Святой Божией Церкви, за которыми, как за крепкой оградой, укроемся от всех бурь и волнений, воздвигаемых духом века, суемудрием и страстями; наконец, вошедши внутрь вниманием и трезвением, украсим сей храм сердца благими помышлениями, осветим невозмутимым созерцанием Бога вездесущего и облагоухаем фимиамом непрестанной молитвы в болезненном припадании к Богу, Спасителю нашему.

Сделаем так, и каждый из нас будет живый храм Господу, и вместе камение живо, благопотребное в здании живого храма Церкви. Как, камень к камню прилагая, устроили храм сей, так все мы, един ко единому прилагаясь и все единым духом исполняясь, составим из себя единую Святую Церковь, не имущую скверны или порока…

Конечно, это есть только совершенство, которого желать и к которому стремиться должно, на деле же всегда будут немощные и своенравные. Притчи Спасителя о плевелах, всеянных врагом посреди пшеницы, и о неводе, извлекшем множество всякого рода рыб – и годных, и негодных – сильны успокоить жаркую ревность, требующую совершенной во всем и во всех чистоты, указывая в смешении добрых и злых между христианами некоторое преднамерение Божие. Этим, однако ж, нельзя оправдывать нашей поблажки и равнодушия к распространяющемуся злонравию и суемудрию. Никак нельзя терпеть или допускать, сколько это от нас зависит, чтобы суемудрые и злые размножались, составляли общины, имели голос, потому что они терпимы только по снисхождению к немощам как исключение, а не как закон. Иначе мы обличим свое нерадение и холодность к общему долгу и благу и попустим умножаться злу, которое, разливаясь более и более, может угрожать опасностью всей Церкви, а с ней и всему государству. Какое укорное противоречие будет в делах наших, если мы будем вещественные храмы строить, а между тем малодушно попускать расстроиваться истинной Церкви? Что пользы строить храм, чтоб в нем проповедывалось слово Божие, а между тем позволять свободно распространяться учениям, противным слову Божию; здесь слышать изложение святых правил жизни, а вне охотно вводить и принимать обычаи, оскорбительные для христианского сердца; здание украшать великолепно, а себя отчуждать от Церкви и охлаждать к уставам ее? Что Ми множество жертв ваших, – укорно говорит Господь иудеям (Ис. 1, 11). Не скажет ли и нам Господь: «Что Мне в ваших пышных зданиях, когда вы разоряете Церковь Мою, которую стяжал Я Моею Кровию?» Красны были – первый храм, воздвигнутый Соломоном, и второй, воссозданный Зоровавелем и обновленный Иродом. И, однако ж, – и первый не пощажен, и от второго камня на камне не осталось по грозному суду Божию. Здание ли было виновно? Нет. Но то, что народ уклонен был от истинного пути и неверием (паче же восстанием на Господа и Христа Его), порочной жизнью и отчуждением от освятительных уставов расстроил в себе истинную Церковь, Богом через Моисея образованную. Не стало у народа истинной Церкви – не нужным сделался и внешний символ ее. Но, братие, более Моисея зде…[2] Не думайте, что для нас у Господа другой закон или что Он может почему-нибудь делать поблажку, или что мы, действуя не по воле Его, менее оскорбляем Его, нежели иудеи или другой народ… Нет,


С этой книгой читают
Труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», самый известный из его многочисленных творений, написан Владыкой на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных им в Санкт-Петербургской духовной академии.В этой книге святитель раскрыл, в чем заключен смысл христианства, значение Таинства Крещения для человека взрослого и младенца, описал ступени на пути совершенства в Боге и характер борьбы с внешним и внутренним злом. Рассматрива
В «Мыслях на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» Феофана Затворника, в миру Георгия Васильевича Говорова (1815—1894) – богослова, публициста-проповедника, – автор раскрывается как выдающийся толкователь Писания. Мысли из Писания и их толкования представлены на каждый день так, что читатель может перемежать чтение Писания и чтение толкований на протяжении всего года.Как правильно устроить свою внутреннюю жизнь, как готовиться к и
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.
В книгу одного из самых почитаемых в Православной Церкви проповедников и таинников духовной жизни святителя Феофана «О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни» вошли его слова и поучения во дни Великого поста, подвигающие читателя к желанию перемены жизни, недоброй на добрую, к потребности покаяния и исповеди, достойному приступанию к Святым Христовым Тайнам и сохранению доброго намерения жить исправно.
«Молитва Псалмопевца» – это молитвенное воззвание пророка Давида ко Господу, составленное из стихов Псалтири. Полные любви и благодарения, духоносные, исполненные осознанием величия Творца строки молитв вселяют в сердце читателя чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе. Псалтирь – это не только молитвенное воздыхание, но и пророческая Песнь, предвозвещающая события Нового Завета.
Сборник аскетических творений отцов IV–XV вв., составленный святителем Макарием, митрополитом Коринфским (1731–1805) и отредактированный преподобным Никодимом Святогорцем (1749–1809), впервые был издан на греческом языке в 1782 г.Греческое слово «Добротолюбие» («Филокалия») означает: любовь к прекрасному, возвышенному, доброму, любовь к красоте, красотолюбие. Красота имеется в виду духовная, которой приобщается христианин в результате следования
Образ святителя Николая можно встретить почти во всех православных русских домах. Причина такого почитания проста – мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам Николы Угодника. Тот, кто хотя бы раз обращался к Николаю Чудотворцу с молитвами, будет просить помощи у этого святого всегда. Николаю Чудотворцу мы молимся о помощи во всех трудных обстоятельствах своей жизни, ему рассказываем о самых заветных надеждах. Обращайтесь и вы к нему с про
Есть иконы, которые воистину дарованы земле Русской самим Господом, чтобы защищать нас, спасать от бед наших и утешать в горестях наших. Одна из них – Владимирская икона Божией матери. Написанная евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал Иисус, чудотворна и сама икона и списки с нее, чему есть великое множество свидетельств. Она и заступница государства Российского, не раз спасавшая его от врагов. Она и помощница в делах наших жите
«Холмы так приятно округлены, как будто эти мягкие формы придал им умный труд людей в заботе о красоте пейзажа, в который вставлен их маленький, старинный город, – тесная семья разноцветных домиков, они как бы позируют перед художником, склонным к романтизму…»
«После многих дней жестокой засухи в селе, над Волгой, вспыхнул пожар. Огонь показался на окраине села, около кузницы; огонь точно с неба упал на соломенную крышу убогой избы солдатки Аксёновой, упал и начал хвастаться весёлой хитростью своей игры: украсил весь скат крыши золотыми лентами, вымахнул из чердачного окна огромную, рыжую бороду и, затейливо изгибаясь, рождая синий дым, мелкий дождь красных искр, взмыл над избой, стремясь в тусклое от
В результате ужасного научного эксперимента Толя и Рита попадают в параллельный сказочный мир. Они уже достаточно взрослые, чтобы не верить в существование Деда Мороза или злого Кощея, но вот… как насчёт Доброго Кощея?В попытке отыскать дорогу домой, брат и сестра раскрывают истинный характер Кощея. Его доброта не обещает ничего хорошего.
Британский художник, дизайнер и критик Саймон Морли прилагает к загадочному, изменчивому и многоликому миру современного искусства объяснительную решетку, сочетающую в себе приметы строгой систематичности и детской игры. Творчество двадцати классиков и звезд модернизма и постмодернизма, от Анри Матисса до Билла Виолы, рассматривается им одновременно с семи точек зрения: каждый художник оказывается как предметом пристального и почтительного вниман