– Папа!..
Маленький енотик подбежал к папе и чуть было не выбил у него из лапок кружку с горячим шоколадом.
– Что?… Что, сынок? – папа енот был испуган, ведь он, ну никак, не ожидал такого внезапного нападения. Тем более, что папа даже и не видел своего маленького сына из-за развернутой газеты. – Ты что-то хотел?
– Ага… – ответил запыхавшийся сынок, который теперь пытался отдышаться. – Хотел. Я… я хотел тебя попросить… ты можешь… ты можешь меня научить быть тобой?..
– Мной?.. – удивился папа, – Ну, знаешь… Это сложное умение, конечно – быть мной… И почему же ты, скажи мне, этого хочешь?.. – папа енот удивленно улыбался в ожидании ответа.
– Я… Я хочу быть тобой, потому что ты умный. И сильный, и взрослый… И хороший. И я тебя люблю. Сильно-сильно!..
– Спасибо!.. – рассмеялся папа енот. – Всё это хорошо… Но это ведь не обязательно значит, что нужно быть именно мной!.. Ведь в мире абсолютно неисчислимое колличество сильных и умных и взрослых енотов, помимо меня!..
– Нет, обязательно!
– Это почему же?
– А потому, что я тебя люблю, папа, а не какого-то другого ещё енота!
– Я всё же не понимаю, милый – и как же это так случилось, что ты вдруг захотел быть мной?..
– А вот так…
И маленький енотик рассказал своему папе всё о том, как же это случилось.
Однажды (а именно – в этот самый день) маленький енотик сидел у окна в сильный дождь и мечтал. Он любил мечтать обо всём, обо всём, что только есть на свете. И думать обо всём подряд. (Но только если это не касалось его уроков, которые нужно было сделать в школу.) Он сидел над своими тетрадками и учебниками за столом и совершенно на них не смотрел. Он оперся локтями о стол и глядел в окно и думал о том, как хорошо бы ему было стать большим и сильным. И как хорошо было бы, чтобы его все так же уважали, как папу енота! И он бы, так же, был большим специалистом, и его фотографию вешали бы на почётной доске, и награждали бы грамотами на работе… И ученики его – такие же, как у папы, все дарили бы ему свои поделки – пусть и корявые немножко, но зато сделанные от всего сердца – из шишек и веточек и листвы… И все они стояли бы у него на шкафчике в гостиной, как у папы, и он бы любовался на них и думал – какие же они все у него хорошие – и поделки и его ученики!.. А потом все они, один за одним, повырастали бы, и стали бы приходить к нему в гости с цветами, и все пили бы чай с вареньем за столом, и вспоминали свои школьные годы… Всё это было бы очень хорошо!.. А ещё – хорошо бы, чтобы он умел, так же, как папа, чинить, если надо будет, водопровод… Или игрушки, или чайники… Или вкручивать лампочку если она погасла. А ещё – хорошо бы, как папа, читать газеты и даже понимать – о чём в них написано!.. И так енотик мечтал и мечтал… И думал и думал… И наконец понял, что для того, чтобы быть настолько счастливым, насколько в жизни только и возможно – ему обязательно нужно бы стать своим папой. Ведь лучше професии он придумать, ну просто не мог.
– Ага… – сказал папа енот и задумался. – Так значит – ты, и вправду, хочешь быть мной?..
– Конечно! – торжественно заявил маленький енотик. – Ну, научи меня, пожалуйста, папа, быть собой! Ведь ты же учитель!.. Ты можешь!
– Но… Послушай. Ведь в мире всегда найдётся очень-очень много тех, кто захочет научить тебя быть ими… Не кажется ли тебе, что ещё гораздо интереснее попробовать быть собой, мой милый?..
– Не-еет!.. Ведь я и так уже – я! Я уже очень давно – я. И быть собой – это я уже хорошо умею!.. А вот тобой быть – ещё нет.
– Правда?.. Но, я бы так не сказал, дорогой… Ведь каждый на свете всю жизнь учится быть собой, и так до конца не все и доучиваются обычно… А ты говоришь, что уже и умеешь?.. Возможно. Но, я тебе скажу, что, уж точно ещё не до конца. Вот, скажи мне – как тебе кажется: что это значит "быть собой"?..
– Со-бой?.. – задумалмя сыночек, – Ну… Это выглядеть как я… Ходить как я… Кушать как я. Учиться и спать… как я. Всё, что я делаю – делать…
– А, как же, тогда, ты думаешь – все другие маленькие енотики, которые точно так же как ты едят, ходят, учатся в школе и спят – так все они, точно-точно, уже стали тобой?..
– Ну… Нет. Наверное.
– А как тебе кажется – вот, когда я был маленьким енотиком – совсем таким, как ты – я уже был собой – твоим папой?.. Ну, то есть – таким собой, каким ты меня знаешь?
– Ну… Ну… Ну, не знаю.
– Тогда я ещё не был большим и взрослым… Был куда более слабым и не таким уж умным, как сейчас. Так как же тебе кажется – это был уже я или ещё не я?
– Ну… Наверное – не ты. Раз ты такой был.
– Но если бы меня спросили вот тогда, совсем как у тебя сейчас – умеешь ли уже ты быть собой?.. Ведь я бы ответил, и наверняка бы ответил, что, да, я умею. И это было бы правдой. Ведь тогда – я уже был я. Но только теперь я – другой я. Хотя и тоже я. Понимаешь?..
– Ну… Да. – поразмыслив сказал маленький енот.
– А ещё, я скажу тебе больше того – если пройдёт ещё сколько-то времени и я проведу его не без пользы и дела, то уже через несколько лет, а может быть – даже месяцев, я стану совсем другим мной. Хотя, ещё и тем же. Но возможно (и я на это надеюсь), я буду тогда ещё чуть-чуть умнее, лучше… Ну и, конечно, взрослей. Как тебе кажется – каким же мной, в таком случае, мне нужно учить тебя становиться?
– Ну… Не тем, который раньше был… А так… А так не знаю. Давай – тем, которым ты позже будешь?.. А? Ведь он же ещё сильнее и лучше!..
– Ну!.. Милый мой, – засмеялся его папа, – Ну как же я, подумай пожалуйста, могу научить тебя быть тем собою, которым ещё сам должен только лишь научить себя стать? Ведь мне самому ещё нужно учиться…
– Тогда… Тогда, давай – тем, что сейчас!..
– Ага… Ну… Ну, что ж… Это сложно, мой дорогой. Ведь мы с тобою даже совсем и не похожи. Мы ведь совсем разные. И нас с тобою ни один посторонний енот никак не перепутает!..
– А это легко!.. Давай сюда очки! – и маленький енотик стащил со своего папы очки и вырвал из рук газету, а потом сел, развалившись поудобнее в кресле, закинул одну лапу на другую, надел очки и развернул перед собою газету. – Ну вот!.. Теперь можно и перепутать!
– Ха-ха!.. – засмеялся папа енот. – Моя копия! В миниатюре!..
– А это ничего – я скоро подросту.
– Ну… Не совсем-то и скоро. Ещё должно пройти много лет, прежде чем ты вырастешь совсем таким как я. Вот, тут уж ничего и не поделаешь, милый!.. Нужно ждать.
– Как?.. Совсем-совсем ничего?..
– Совсем-совсем…
– И ты не можешь меня научить быть сразу большим?..
– Конечно нет! Точно так же, как я и не могу научить себя самого быть таким маленьким, как ты…
– А просто тебе это не надо!.. Вот потому ты это и не можешь…
– Как так – не надо?.. Почему же ты так решил?