Справочник, который вы сейчас читаете это не научный проект, он вызрел в такой плод из небольшой общественной инициативы. Еще до того как он был опубликован, я начала получать благодарности будущих читателей. Но были и другие ожидания. Так не видевший справочника архивный авторитет написал мне личное сообщение о том, что это «бессмысленная, ломовая по объемам и совершенно безграмотная работа». Я поняла, что важно разъяснить концепцию, задачи и границы проекта.
Вначале немного истории. Меня зовут Татьяна Максимова. Я живу в Москве, имею экономическое образование и степень Master of Business Administration. В школьные годы я была красным следопытом двух отрядов – школьного и при Московском Дворце пионеров. Профессия архивиста представлялась очень подходящей для меня, но обстоятельства заставили поменять планы и стать экономистом. Лишь несколько лет назад я занялась составлением собственной родословной и впервые попала в архив. Некоторые вещи, с которыми я столкнулась, показались мне неправильными. Я стала писать предложения в разные инстанции, а потом делать собственные справочники к документам по Московской губернии. К этой деятельности я относилась не как к научной, а как к волонтерской (впоследствии я стала финалистом конкурсов «Мосволонтер» и «Доброволец России» с проектами в области архивного волонтёрства). В 2018 году я организовала сообщество «Клуб генеаголиков. Генеалогия и краеведение – технологии и проекты» (https://www.facebook.com/groups/genealogy.club) для таких же как и я людей, заинтересованных в исторических проектах и исследованиях. На волне этой деятельности я стала соучредителем общественной организации «Архивный Дозор» (https://arhizorro.ru/).
Первая часть этого справочника, «Вопросы и ответы» была написана мной в ноябре 2019 года для сборника «Большая Архивная Драка», которую планировали выпустить активисты «Архивного Дозора». Книга должна была объединить материалы о правах пользователей архивов и практике их защиты. Но «Драка» не вышла, и текст я решила разместить в «Альманахе Генэкспо» (https://genexpo.pro/almanakh), который также выходил при содействии «Архивного Дозора» в декабре 2020 года. В первый выпуск альманаха текст также не попал, он оказался слишком длинным. Кроме того, по многим моментам у нас сильно различалась позиция с редактором Альманаха и главой «Архивного Дозора» Виталием Семёновым. Но донести написанное до пользователей все же хотелось.
Так получилось, что разъяснение прав пользователей в области пользования научно-справочным аппаратом (НСА) российских архивов стало отдельной книгой. Начальный текст я дополнила информацией по доступному онлайн НСА и несколькими статьями уважаемых специалистов.
Возможно, у Вас будет желание пропустить первую часть и воспользоваться только второй. Но не спешите. Не желая вникать в архивные проблемы и в то, что можете поменять лично, Вы превращаетесь в соучастника происходящего. Безмолвного свидетеля того, как документы теряют возможность быть найденными.
Прочитайте реальные истории, в которых «Архивный Дозор» делал доступными картотеки, справочники, заставлял архивы перерабатывать некачественные описи. Для того, чтобы изменить реальность нужен лишь компьютер и 10 минут Вашего времени. Посмотрите описание нужного Вам архива из третьей части. Что можно в нем изменить к лучшему? Напишите об этом в письме в архив, или расскажите в социальной сети.
Задача справочника – изменить наше архивное пространство. То пространство, в котором многие из скачавших эту электронную книгу, проводят больше времени, чем где-либо еще. В конце книги вы найдете список волонтеров, которые помогли мне проверить собранные данные. Среди них очень мало профессиональных генеалогов, краеведов, ученых и архивистов. Поразительно, но люди, которые должны быть более других заинтересованы в полной и доступной информации, предпочли постоять в сторонке. Может быть, мы имеем те архивы, которые заслужили? Вы имеете те архивы, которые заслужили. Потому что привыкли стоять в сторонке. Давайте, просыпайтесь! Хватит жаловаться на Росархив, очень многое можно сделать вопреки и невзирая на него.
Во втором разделе размещено несколько статей, которые позволят Вам расширить представления о научно-справочном аппарате, о том, что с ним сейчас происходит, и что может произойти. Для меня было очень важно представить точку зрения не только свою (рядового пользователя), но и людей, имеющих другую позицию, другой опыт, историческое образование.
В третьем разделе собрана информация о научно-справочном аппарате российских архивов и некоторых других организаций. Политика включения или невключения НСА в эту часть основана на интересах пользователей. Простых исследователей, которые как нередко говорят на архивных конференциях «приходят с улицы и лапают документы своими грязными ручками». Я старалась включать в справочник все материалы архива, которые могут помочь пользователю найти нужный документ или хотя бы убедиться, что в этом регионе может быть нужная информация. Поэтому, сюда попали и базы данных, не содержащие архивные шифры, и некоторые статьи, и книги, изданные по материалам архивов.
Конечно, я понимаю, что не все, что туда попало, с точки зрения профессионалов является научно-справочным аппаратом или справочно-поисковыми средствами. Но я не профессионал, и могу себе это позволить. Пока не существует альтернативного издания, способного служить компасом для исследователей по всему архивному пространству России. Поэтому пользуйтесь справочником, рассказывайте о нем на форумах и в соцсетях, изучайте, черпайте новые идеи.
Я очень хочу, чтобы архивы посмотрели друг на друга, и на тот НСА, который делают дилетанты. Чтобы они переняли лучшие практики, наконец, сделали себе отдельные сайты, выложили на них описание своего научно-справочного аппарата и рекомендации для пользователей, и двигались в сторону дальнейшей цифровизации.
Как бы не ностальгировали некоторые архивисты по времени, когда в читальных залах обитали только профессионалы, это время уже не вернется. Просто потому что та ситуация не была естественной, это были издержки политического строя. В архивном законодательстве нет ограничений на доступ к документам или НСА по уровню образования или профессиональной принадлежности. Этот междусобойчик читального зала был неким социальным конструктом, порождением ситуации. И то, что до сих пор архивисты продолжают говорить на своих конференциях о недостойности непрофессионалов прикасаться к документам – это шлейф еще советских времен.