Михаил Дьяченко - Не трацапать!

Не трацапать!
Название: Не трацапать!
Автор:
Жанры: Книги о приключениях | Юмористическая проза | Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Не трацапать!"

Студент-гуманитарий Константин приезжает в российскую глубинку. Здесь все говорят на почти русском, но немного странном языке. А ещё местные активно пользуются вполне современными телефонами. В деревеньке Дальняя Костя появился неспроста – его отправили на диалектологическую практику. Он изучает язык деревенских жителей и при этом постоянно попадает в забавные или необычные истории. Сначала герою всё кажется непонятным, дурацким или глупым, но постепенно он начинает кое-что понимать.

Бесплатно читать онлайн Не трацапать!


День первый. Ларик


Здесь дорога резко уходила влево, уводя за собой асфальт, а прямо, между двумя стенами высоких непролазных кустов, шёл просёлок, утопающий в кремовой пыли. Костик вздохнул и шагнул в пыль. «Кроссовки потом почищу», – решил он и пошёл.

– Это Дальняя? – спросил Костик у старушки, копавшейся в огороде. Её одноэтажный домик с облупившейся синей краской был первым в ряду строений.

– Да уж не Ближняя, ясень цвет! – схохмила старушка. Она вытащила смартфон и сфотографировала Костика. Тот усмехнулся и вошёл в деревню.

Указателей нигде не было, потому он и спрашивал. Попасть ему нужно было именно в Дальнюю, небольшую деревеньку в самом сердце нашей большущей родины. Хотя кто знает, где у неё сердце? Так Дальняя и была чёрт знает где. Костик ехал поездом до маленькой сонной станции, затем трясся в автобусе с мутными, как немытый аквариум, стёклами, потом ловил попутку, теперь шёл пешком.

Он присел на корточки, взял горсть пыли с просёлка, и она заструилась у него между пальцами. Как будто чрезвычайно пушистый кот лениво протёк по коже, лаская и щекоча мягкой шёрсткой. Из-за забора Костик услышал голос: «Варька, ну чё ты там канитупишь, тащи помирцы!» – и понял, что он на месте.

Дома здесь стояли плотнее, чем в начале деревни, где жила весёлая смартфонная бабушка, но были так же деревянны и не новы. Он наудачу отсчитал семь домов по правой стороне и постучался в калитку.

Костик увидел женщину лет пятидесяти пяти в длинном синем платье с белыми цветочками. В руке она держала розовую пластиковую лейку.

– День добрый, хозяйка! Комнату у вас можно снять?

– Доброздравуй, милок! – ответила женщина. Под ноги ей ввинтился кот. – Ах, ты, мурзопакостный! – ласково сказала она и мягко отстранила его ногой. – Снять можно, у Ларика есть комнатёнка, но это на закрайках. Мансарда у СемСемыча пустаивает, только ты торпевай, пока он не назерканился до винтихлюпликов.

– Спасибо! – нерешительно поблагодарил Костик, думая, как найти этих Ларика и СемСемыча.

– Да не квёклись, сейчас я СемСемычу зазвонтреляю. – В её руках появился мобильник. Разговор вышел кратким, – женщина послушала ухом звуки, доносившиеся из трубки, и изрекла:

– К Ларику тебе пылить надо. СемСемыч вчерутро рапивит, а к нему ещё Невменяй нахалявился.

Прямо в пыли она нарисовала пальцем подробную схему прохода. Костик сфотографировал рисунок на телефон, поблагодарил и снова пошёл.

Лариком оказалась маленькая улыбчивая женщина лет пятидесяти, дом которой стоял на самом краю Дальней. За домом виднелось цветочное поле, а вдалеке еловый лес.

– Да ты не жмуплись! – Женщина весело посмотрела на Костика, мнущегося в прихожей. – Прозувайся. Кличь меня как все – Лариком. Я не выпенгордая.

– А ваше отчество как?

– Ивановна. А надо?

Комната была светлая, аскетично обставленная: кровать, стол и стул, выгоревшие в зелень кремовые обои и древний, с ятями, барометр-анероид на стене. Костик постучал пальцем по стеклу барометра, – тот падал.

– Клёвасная комнатёнка? – спросила Ларик, когда Костик нашёл её в огороде за домом. Несколько куриц деловито ходили рядом, что-то выклёвывая из земли.

– Вполне. Почём сдадите?

– Две.

– В день? – удивился Костик.

– Господиисусе! В месяц. А ты чего к нам?

– Практика, – коротко пояснил Костик. «Наверное, не надо уточнять, что практика диалектологическая. А то, что я здесь, – вообще курьёз».

– Какую науку мытерзаешь? – спросила Ларик.

Сделав лицо попроще, Костик признался:

– Лингвистику.

Ларик задумалась.

– Дюжмудрая, – наконец изрекла она. – А хлебакашить у меня будешь?

Костик смешался.

– Я сам, – выдавил он, – сейчас схожу в магазин.

– Да ты чай выпей, чего на голопустый живот бесутить.

Костик сидел в гостиной, Ларик накрывала на стол.

– Чаёк сморошиповый. – Она поставила на стол чашку с чаем, от которой приятно веяло смородиновым листом. Костик отхлебнул и почувствовал кисло-сладкий вкус шиповника.

– А вот раффиладки и мармаэллки. Бери, не тушкняйся. – Ларик указала на стеклянную вазочку, в которой вперемешку лежали кусочки мармелада и красно-белые «раффаэллки».

– Может, ну его? – спросила женщина, когда Костик допил чай и засобирался в магазин. – Небо хмуротемится, как пятахрюк будешь.

– Ничего страшного, я быстро. Как дойти?

Он вступил в мягкую шелковистость и, окутав себя тучей пыли, как паровоз паром, пошёл по деревне к шоссе.

Дождь хлынул, когда он отошёл от дома, и возвращаться было попросту жалко. Мука под ногами превратилась в тесто, и Костик месил его ногами с усердием крайне ответственного тестомеса. На середине деревни он увяз, а когда выдёргивал из трясины ногу, поскользнулся и плашмя упал в грязь. Поход в магазин провалился. Костик потащился обратно, а шелест дождя и удары грома сделали неслышными его чертыхательства.

Грязной рукой он открыл дверь Ларикова дома, придержал, оставив на ней пятипалый отпечаток, и остановился на пороге. С него текло. Дверь рвануло ветром, она наподдала его сзади, и Костик оказался посреди гостиной на полу.

Ларик одарила его понимающим взглядом и только спросила:

– Хлебакашить у меня будешь?

– Да!

Остаток дня Костик стирал, сушил вещи и ел. За окном шёл мощный плотный дождь.

Костик открыл блокнот и записал всё необычное, что сегодня услышал. За расшифровкой некоторых слов бегал к Ларику. И вот что у него вышло:


«Канитупить – канителиться и тупить.

Пустаивать – пустовать, простаивать.

Торпевать – торопиться, поспевать.

Назерканиться – сильно напиться.

Звонтрелять – звонить, трезвонить.

Прозуваться – проходить и разуваться.

Рапивить – пить пиво с раками.

Выпенгордая – выпендривающаяся и гордая.

Клёвасная – клёвая и классная.

Мытерзать – мытарить и терзать.

Дюжмудрая – очень мудрая.

Хлебакашить – есть хлеб и кашу, в общем смысле, питаться.

Бесутить – бегать, суетиться.

Голопустый – голодный и пустой.

Тушкняться – тушеваться и стесняться.

Помирцы – помидоры и огурцы вместе».


Раффилладки и мармаэллки были понятны из контекста. Кто такие винтихлюплики, Ларик не знала.

День второй. Гур Элыч


Утром Костика поднял деревенский будильник, заведённый природой на пять утра. Петух Ларика орал так настырно и надсадно, что Костик не смог заснуть снова. Позавтракав, он узнал у Ларика путь к речке и вышел. Костик сразу сбился с пути, долго блуждал по утреннему туману и уже не знал, что делать, как дорогу ему подсказали лягушки – их кваканье вывело его к воде.

Костик подошёл к реке, густо заросшей деревьями, и не спеша побрёл вдоль живой преграды, гадая, как же местные проходят к реке. Бросок сквозь деревья и колючие ежевичные кусты уже стоил ему поцарапанной руки и дыры на рукаве свитера. На тропку, неожиданно открывшуюся в чаще, он ступил с радостью.


С этой книгой читают
Франция, 1925 год. Лейтенант французской полиции Нэль Фарамболь по просьбе друга-полицейского поселяется в замке-отеле, который славится привидением. Из замка внезапно исчезли два постояльца: девушка и молодой человек. Для расследования дела Нэлю приходится перевоплотиться в художника по имени Этьен Вьёлет (Фиалка). Он ещё не подозревает, что ввязался в опасную историю, в которой очень многое будет зависеть от его ума, самоиронии и умения держать
Мир планеты Маливия крайне необычен – это целебный курорт, но без докторов и процедур – планета сама вас лечит. А существа, которые обитают здесь, имеют что-то общее с людьми, но частично. Мир недавно открыт, и попасть сюда могут лишь избранные земляне. Они только начинают знакомиться с уникально-целебной планетой. Впрочем, скоро обитателям Маливии придётся в прямом смысле объединиться, чтобы противостоять хищническим планам Земли.
Сказка о стране Котовусии, в которой её жителям, смешным и разным, пришлось спасать своё главное сокровище – ту, что рассказывала всем сказки и этим создавала мир вокруг.
Пари со зверем заключив,Поэт победу одержал,Он на тринадцать дней ожилИ от котлов наверх сбежал.Он получил в награду тростьИ силу вечного огня,Чтоб, словно долгожданный гость,Наш новый век испить до дна.Но прошлое души никтоНе в силах удержать в узде,Оно настигнет и того,Кто так удачлив был в игре.Воскреснет прежняя любовь,И в форму обратится прах,Но пробудится ль в жилах кровь,Покуда всё не скроет мрак?..
Кто из нас не мечтал хоть раз вернуться в прошлое? Главные герои книги, 4 друзей-подростков, не просто мечтали, но и смогли воплотить свою мечту в реальность. Но к чему могут привести игры со временем? И кто сможет исправить все ошибки?
Никогда не задавались вопросом, существуют ли параллельные миры? Скорей всего, задавались этим вопросом, и неоднократно. Ведь, читая разные книги и смотря разные фильмы, мультфильмы, вы точно думали о том, как здорово было бы оказаться и побыть в этих мирах. Но что, если подобное случилось бы с вами и этот мир был бы враждебен вам? Что бы вы делали? Спрятались куда-нибудь от страха или пытались бы убедить себя, что все это сон и неправда? Или же
Двенадцать записок – кто из нас в детстве не бегал в поисках приключений и таинственных кладов? Как распутать любовный треугольник и избавиться от проклятого артефакта? Лёльке предстоит вспомнить детство и разгадать непростой ребус, составленный самой жизнью.
Если вы не хотите нанести существенный вред своему драгоценному здоровью, то необходимо своевременно избавиться от нежелательных насекомых. При строительных работах муравьи также способны нанести вред материалам – фундаменту и прочной древесине. Также они весьма часто заползают в розетки и домашние выключатели, в связи с чем и происходит частое короткое замыкание. Сейчас мы подробно разберемся, как самостоятельно вывести нежелательных муравьев из
Стихотворения были написаны в период 2016—2017 годов и завершают этап творчества публикацией данной книги. Книга озвучивает внутренний голос и мысли человека в окружающем современном мире большого города.
«Истинный дар Евтушенко – пронизанные некрасовской музыкой зарисовки с натуры: тягловая «серединная Россия», кочующая по стране в поездах, на пароходах и пёхом. Наблюдательность и неистощимость изумительны! В этом смысле стихи и поэмы Евтушенко – действительно фреска жизни страны в советское время, и подлинна эта картина не только потому, что точны и красочны ее детали, а потому, что включена фактура в душевную драму поэта, который готов раствори
«Поэт – человек, который слышит слово. Слово – это то, что отличает нас от животных. А с другой стороны, поэт – одно из самых древних животных со времен гибели динозавров. Поэт – маленький зверек. В сущности – крыса. Поэт – мелкий хвостатый зверек, который первым чувствует приближение катастрофы. Только бежать с корабля ему некуда. Пусть не будет катастроф. С остальным мы справимся». Дмитрий Воденников В книгу включены объективно лучшие стихотвор