Глава 1. О том, как всё началось
Это был самый обычный августовский день, только очень пасмурный. Федя изо всех сил пытался выполнить своё летнее задание по математике. Вернее, делал вид, что пытался. На самом деле он сидел за письменным столом в своей маленькой спаленке, подперев рукой подбородок, смотрел в окно, которое было как раз напротив стола, и думал отнюдь не о решении математических задач. Он мечтал о том, как бы совершить какой-нибудь подвиг, ввязаться в самое настоящее приключение или, на худой конец, отправиться в путешествие в дальние края, а не сидеть здесь, ломая голову над непонятными ему задачками. Лето близилось к концу, через две недели в школу, а погулять и отдохнуть как следует Фёдору так и не удалось, потому что погода испортилась ещё в начале июня. Солнышко люди видели всего пару раз, да и то мельком, а всё остальное время небо либо заслоняли тучи, либо шёл дождь. Вот тебе и каникулы!
Федя настолько погрузился в свои мысли, что не заметил, как открылась дверь и в комнату заглянула мама.
– Так, вижу, не выйдет из тебя великого математика, – оторвала она сына от его мечтаний.
Федя тяжело вздохнул и уставился в учебник, тщетно пытаясь сосредоточиться. Мама едва сдержала улыбку.
– Давай-ка попробуем вместе! Я, конечно, тоже не Софья Ковалевская, но когда-то благодаря объяснениям твоей бабушки я, как семечки, щёлкала все эти примеры и задачки. Погоди, сейчас принесу стул.
С этими словами она вышла из комнаты. Отдалённый грохот подсказал Феде, что мама тащит стул из гостиной, в которую можно было попасть из его спальни, минуя кухню. «Не иначе уронила стул с трюмо», – мелькнуло в голове у мальчика. В их семье было принято переворачивать стулья вверх ножками и ставить на трюмо, чтобы они не мешали передвигаться по дому, который некоторые люди скорее назвали бы комнатой, чем домом, – настолько он был мал.
Наконец мама вернулась, села рядом с Фёдором и прочитала вслух условие задачи.
– М-да, ничего себе задачки для второго класса! – пробормотала она и задумалась. Теперь уже оба – и мать, и сын – сидели в той же позе, что и Федя пять минут назад, то есть подперев рукой подбородок. Так они просидели несколько минут, как вдруг за окном что-то промелькнуло. Похоже, это «что-то» свалилось на землю с крыши.
– Что это? Может, это наш кот упал? – предположила мама.
– Пошли посмотрим, – предложил Фёдор, а сам с сомнением подумал о том, что коты вряд ли могут откуда-нибудь свалиться.
Переступив порог комнаты, они первым делом увидели кота Стёпу, который спокойно занимался на кухне своей ежедневной гигиенической процедурой, то есть сидел с задранной кверху задней лапой, как это принято у котов, и до блеска полировал языком свою шубку перед очередным кошачьим свиданием.
– Выходит, это не Стёпа, – сказала мама, – давай-ка осторожнее, а то мало ли что там такое упало…
– Ага, например, бомба с часовым механизмом по ошибке попала к нам, а не к какому-нибудь олигарху, который что-то не поделил с себе подобными, – мрачно пошутил Фёдор.
Мама легонько шлёпнула его.
– Прекрати!
Чтобы добраться до места, куда, по их расчётам, что-то упало, надо было миновать веранду, затем обогнуть её снаружи и завернуть за угол. Там росло дерево, название которого никто из них не знал. Вот под этим-то самым деревом они потом и нашли то, что искали. Проделав описанный выше путь, мама осторожно выглянула из-за угла и, не оборачиваясь, шепнула сыну:
– Что-то я ничего не вижу.
– Вон, смотри, под деревом что-то лежит, – сказал Федя, выглядывая из-за маминого плеча, – что-то маленькое. Кот, что ли…
Они вместе подошли к дереву. Под ним лежал кто-то или что-то, завёрнутое в кусок ткани. Когда мама с сыном осторожно приподняли её край, увидели необычное существо. Это был маленький человечек с кукольным личиком, ростом не больше годовалого ребенка. Существо взглянуло на них своими огромными глазищами, застонало и потеряло сознание. Руки человечка были туго связаны верёвкой. Указав на неё, Федя сделал вывод:
– Так вот почему оно упало!
– Слушай, давай-ка перенесём его в дом. А то наши любопытные соседи не дай бог увидят, поднимут шум и потребуют сдать его в поликлинику для опытов, – предложила мама.
Федя хотел было взять необычный свёрток на руки, но мама решительно пресекла его попытку.
– Погоди! Не стоит трогать это руками. Вдруг оно кусается?
– Давай сделаем тележку и на ней отвезём нашего гостя прямо в дом.
Так они и сделали. Федя остался караулить существо, а мама пошла в сарай. Там она нашла остатки Фединой игрушечной машины, точнее, плоский кусок пластика на колёсиках. Женщина привязала к нему верёвку, и получилась импровизированная тележка.
Пока Фёдор ждал возвращения мамы, незнакомец снова зашевелился и застонал. Голосок у него оказался тоненький и очень мелодичный. Мальчик рассказал об этом маме, когда та вернулась.
Ухватившись за края свёртка и стараясь поменьше касаться руками его содержимого, мама попыталась перетащить существо на тележку. Но незнакомец оказался гораздо тяжелее, чем представлялся на первый взгляд, поэтому мать и сын вдвоём с трудом втащили неподвижное тельце на тележку. Затем Фёдор снял футболку и прикрыл ею содержимое тележки от любопытных посторонних взоров. Хотя вряд ли кто-то из соседей решился бы выйти на улицу в такую ненастную погоду. Тем более что в эту минуту грянул гром и хлынул такой ливень, что прятаться не было никакой необходимости – вокруг ничего не было видно из-за сплошной стены дождя. Путь в дом показался Феде и его маме бесконечным. С огромным трудом им всё же удалось осуществить задуманное. Когда тележка наконец въехала на кухню, оба в полном изнеможении повалились на пол. Ковровая дорожка на полу тут же покрылась толстой коркой грязи и насквозь промокла.
– Как такая кроха может быть такой тяжёлой? – отдышавшись, сказала мама.
Фёдор стянул свою футболку с тележки. Существо всё ещё лежало без сознания. Мальчик взял кухонный нож и аккуратно разрезал верёвку на руках незнакомца, обнаружив при этом, что у гостя имеется пара замечательных крыльев, одно из которых было повреждено при падении.
– Интересно, оно умеет говорить?
– Скоро узнаем.
Но узнали они об этом не так быстро, как им хотелось. Незнакомец пролежал без сознания до самого полудня следующего дня. Когда он очнулся и издал какой-то нечленораздельный звук, Фёдор с мамой сидели в гостиной и смотрели телевизор. Они одновременно поняли, что гость очнулся, и поспешили на кухню.
– Чистого неба! – поприветствовал их незнакомец нежным, мелодичным голосом.
Люди настолько опешили, что ответили не сразу. Первым опомнился Федя:
– Привет! Так вы умеете говорить? Может, вы расскажете нам, кто вы и откуда взялись?