Андрей Александрович Иванов, Василий Михайлович Воронов - Негативистская конфликтология. Учебное пособие

Негативистская конфликтология. Учебное пособие
Название: Негативистская конфликтология. Учебное пособие
Авторы:
Жанры: Социальная психология | История психологии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Негативистская конфликтология. Учебное пособие"

Первое в своем роде учебное пособие, содержащее подробный рассказ о развитии научных школ конфликтологии, относящихся к негативистской доктрине. На основе инновационного подхода показана параллельная эволюция различных представлений о конфликтах как негативных социально-психологических явлениях и способах выхода из них. Книга сочетает научную новизну с богатой палитрой исторических примеров и практическими советами в области предотвращения и урегулирования различных конфликтных ситуаций. В качестве учебных материалов в пособие включены краткий терминологический словарь по конфликтологии, Этический кодекс конфликтолога, содержащий основные нормы и правила осуществления данного вида деятельности, образец Должностной инструкции конфликтолога на предприятии, а также произведения классиков конфликтологической мысли. Пособие может быть использовано в преподавании дисциплин «Конфликтология», «История конфликтологии», «Политическая конфликтология» и представляет практический интерес как для студентов, обучающихся по направлениям «Конфликтология» и «Психология», так и для специалистов в иных областях гуманитарного знания.

Бесплатно читать онлайн Негативистская конфликтология. Учебное пособие


© Иванов А. А., Воронов, 2014

© Издательство «ФЛИНТА», 2014

* * *

От авторов

В современном мире, когда гуманитарные технологии привлекают все больше внимания экспертов и широкой общественности, а образование становится объектом масштабного реформирования для соответствия веяниям времени и ожиданиям граждан, развитие новых отраслей знания и появление новых наук предстает вполне закономерным и логичным.

В связи с этим в последние годы в России ходит все больше разговоров о конфликтологии – дисциплине далеко не новой, но появившейся в учебных планах российских университетов и институтов сравнительно недавно. На эту науку была возложена ответственность воспитывать профессионалов, задача которых состоит не в поиске виновного в конфликте или наложении какого-либо наказания, а в помощи противоборствующим сторонам в нахождении наиболее оптимального, взаимовыгодного решения в сложившейся ситуации.

О перспективности такого подхода неоднократно писали и зарубежные, и отечественные специалисты. Например, по словам президента Центра «Судебно-правовая реформа» Р. Р. Максудова, «в обычных условиях большинство людей в состоянии сами наладить конструктивный диалог, преодолевающий разобщение, злобу и желание отомстить. Но криминальная или конфликтная и поэтому стрессовая ситуация, в которую попадают люди, часто “съедает” ресурс для построения диалога», вдобавок «эту способность нивелируют и современные урбанизированные формы жизни, когда жизнь в определенных ролях не требует и часто запрещает личностное общение друг с другом».

Иными словами, конфликтология призвана вырабатывать навыки конструктивного решения спорных ситуаций, что, без сомнения, является благородной задачей. Вместе с тем нужно учесть, что становление этой научной дисциплины в России проходило бессистемно, при отсутствии общепринятых норм и правил проведения исследований и формулировки выводов.

В результате, практически каждый специалист (особенно в научно-педагогической среде) подчас убежден в правильности собственного подхода, в то время как иные трактовки конфликтности признаются неверным, а то и антинаучными. Многие современные педагоги и исследователи часто исходят из позиций близких солипсизму[1], поэтому полагают собственную картину развития науки о конфликтах, подчас основанную на обрывочных представлениях, единственно верной и не подлежащей сомнению. В учебных планах российских вузов регулярно появляются все новые и новые «отраслевые» конфликтологические курсы: «Политическая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «юридическая конфликтология», «Организационно-управленческая конфликтология», «Педагогическая конфликтология», «Этноконфликтология», «Наркоконфликтология» и т. д.

Это привело к тому, что от профессиональных философов, социологов, политологов, историков можно услышать мнение, что науки конфликтологии попросту не существует – это мифическая (в лучшем случае – синтетическая) дисциплина, созданная на стыке разных гуманитарных областей, и она не несет в себе никакой пользы ни для общества, ни для фундаментальной науки. Дипломаты считают, что конфликтологи покушаются на их монополию в разработке методов урегулирования международных столкновений; политологи рассуждают так же о конфликтах внутриполитических; социологов не устраивает использование их методологического аппарата современными конфликтологами; историки, в свою очередь, считают их дилетантами в вопросах изучения динамики конфликтных ситуаций.

Дошло до того, что в некоторых исследовательских работах и даже словарях стало тиражироваться мнение, будто между терминами «конфликтология» и «социология конфликта» необходимо поставить знак равенства, так как именно эта составная часть науки о конфликтах «претендовала на глобальный подход в изучении социальных процессов». С этой точки зрения, основная идея конфликтологии – «не в устранении конфликтов, а в уменьшении или устранении их разрушительного влияния и в использовании их позитивных возможностей». Конечно, нельзя не признать частичную правоту этих слов, однако это отражает лишь часть проблемного поля конфликтологии и является попыткой ее редукции. Для других авторов «конфликтология» – это просто синоним политологии или психологии. Наряду с этим некоторые исследователи вообще стремятся представить конфликтологию лишь описательной наукой, но никак не практико-ориентированной или прогностической: к примеру, профессор Киево-Могилянской академии А. Гирнык в одном из интервью 2014 г. сказал, что «конфликтолог, как и сова Минервы, уже в основном анализирует то, что произошло».

При этом в самом общем смысле изучение конфликтологии в высшем учебном заведении – это не столько ознакомление с идеями и фактами, которые необходимо механистически выучить, а более выработка навыка видения причинно-следственных связей между этапами конфликта и составляющими их событиями. Познание подобных связей в привязке к различным конфликтологическим концепциям обеспечивает усвоение и овладение студентами как базовыми мыслительными операциями, так и специальными методами урегулирования разногласий.

Как следствие, содержание образовательной программы по конфликтологии должно базироваться не только на точности приводимых примеров и достоверности сюжетов, но и на их проблемном, развивающем характере. Преподавателю конфликтологии в вузе требуется осознание того принципиального факта, что итогом его работы должно стать не ознакомление студентов с палитрой фактов и идей (о которых они могут самостоятельно узнать из учебной и научной литературы), а формирование и развитие у них креативности[2], неординарности мышления, воспитание творческого подхода к трудовой деятельности. Чем более необычным, непривычным для обучающихся будет подход преподавателя, тем больший интерес вызовут у аудитории его занятия и тем большее стремление к изучению курса будет проявлено студентами в попытке подтвердить или опровергнуть его слова. Ведь удивление студентов может вызвать появление оригинальных решений поставленных задач: учащегося необходимо ставить в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого ему нужно самостоятельно найти выход.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru


С этой книгой читают
Книга «Полевые заметки визуального психодиагноста» написана Владимиром Тараненко, знаменитым специалистом по визуальной диагностике человека, автором оригинальных методик, эффективно используемых в бизнесе, HR, рекламе, разнообразных сферах межличностной коммуникации.В своей книге автор делится сведениями, позволяющими установить психотип человека и предугадать особенности его реакции и поведения по разрозненным и весьма специфическим данным: от
Александр теряет жизнь и попадает на конвейер смерти, а это совершенно иной взгляд на существование. Особенно это касается грешных душ. Автор смотрит на иной мир со стороны современной действительности, где все структурировано и поддается отчетности…Но есть в ином мире исключения, когда одна из душ может перевернуть все вверх дном.
El proceso de socialización alcanza un cierto grado de completitud cuando la personalidad alcanza la madurez social, que se caracteriza por la adquisición por la personalidad de un estatus social integral. Sin embargo, en el proceso de socialización, son posibles fallas, fallas. La manifestación de las deficiencias de la socialización es un comportamiento desviado (desviado o delictivo).
Монография посвящена интереснейшему аспекту проблемы русского национального характера, связанном с анализом русского народного творчества. В работе поднимаются вопросы, связанные с влиянием культуры, менталитета на национальный характер, с историей данного понятия. Вводится понятие "народная философия", которая заложена в русском народном поэтическом творчестве. Жизнь в веках, постоянное «редактирование» сказки коллективом слушателей способствуют
«Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сёстрам в их великом труде, молодёжь должна неутомимо вооружаться знаниями. Для того чтоб хорошо понять дела сегодняшнего дня, надобно знать, что сделано вчера. Иными словами: недостаточно ознакомиться с теорией, а следует знать факты, на которых она построена, из которых извлечена. Факты создаются разумом и волей людей, – волей, направленной к творчеству таких форм, таких условий жизни,
Основная идея этой книги состоит в том, чтобы рассказать читателю об электронной торговле и психологически подготовить к ней. Читатель узнает о возможных ошибках или неудачах, связанных с электронным трейдингом, которые, быть может, казались ему неважными и поэтому ускользнули от его внимания. Также книга поможет читателю больше узнать о том, каким образом происходит торговля электронным способом, какие могут возникнуть трудности, какое возможно
Казалось бы, обыкновенная разведывательная экспедиция в одну из дальних галактик на третью от яркой звезды планету обернулась для нас самой настоящей катастрофой. Весь экипаж нашего космического корабля погиб, а я каким-то непонятным образом оказался в теле землянина. Как выяснилось, ключ к моему возвращению домой спрятан среди древних артефактов, и чтобы найти его, мне придётся отправиться в прошлое.
Итак, началось массовое вторжение вирусов на кирилличные земли виртуального мира. Заражение хорошо спланировано. Пока полиция и ополченцы отражают орды вирусов с ограниченными функциональными возможностями, вирусы-диверсанты штурмуют главный и резервный процессоры. Диверсанты умело маскируются, но даже школьник Вопросятка легко распознает их. Вирусы обречены, пока виртуальный мир омывают реки знания, однако его жителям нельзя терять бдительность.