В настоящее время мировая общественность особое внимание уделяет развитию взаимоотношений с африканскими странами, поскольку Африка, с ее ресурсами и быстро возрастающим демографическим потенциалом, является важным звеном в глобальном международном миропорядке. Процессы, происходящие в африканских странах, напрямую влияют на международную ситуацию и имеют сложную и многоплановую историческую основу.
Практически все африканские страны в прошлом были колониями европейских государств. Колониальный период оказал значительное воздействие на последующую историю африканского континента. Примером такого влияния может служить Берлинская конференция 1884–1885 гг., на которой колониальные державы осуществили искусственный раздел Африки на территориальные единицы, без учета этнического состава населения той или иной области. Последствия этого «колониального наследия» проявляются сегодня – Африку называют «кипящим континентом», поскольку там не прекращаются вооруженные столкновения и локальные войны, и число конфликтов год от года не только не уменьшается, но даже увеличивается.
Особое место в колониальной экспансии занимала кайзеровская Германия, сумевшая за несколько лет создать собственную обширную колониальную империю с особой, очень жесткой по характеру, системой управления. Тем не менее, в таких государствах как Намибия, Того, Камерун и Танзания, которые в свое время являлись германскими колониями, вплоть до сегодняшнего дня большое количество названий географических и административных объектов имеет немецкое происхождение. Города Дар-эс-Салам, Виндхук, Буё, Ломе, Людериц построены по немецким проектам. Основу транспортной системы Намибии, Танзании, Того и Камеруна составляют железные и шоссейные дороги, построенные германскими колониальными властями в конце XIX – начале XX в. Производство тропических культур, поставленное на промышленную основу немцами в колониальный период, и сегодня является рентабельной отраслью, на которой базируется сельское хозяйство данных стран.
Германский колониализм в Африке породил такой своеобразный социальный феномен, как немецкие колониальные сообщества. В частности, в современной Намибии, где немецким языком владеет 32 % населения, сохраняется значительная немецкая община (около 25 тыс. чел.), которая занимает особое положение в экономике и политической жизни страны и сохраняет свою этнокультурную самобытность. До 1990 г. там официальными языками были немецкий и африкаанс.
С целью тщательного и всестороннего рассмотрения объекта изучения в монографии были определены территориальные границы и хронологические рамки исследования. Территориальные границы соответствуют административно-территориальным делением бывших немецких колоний: Юго-Западной Африки (современная Намибия), Германской Восточной Африки (на сегодня – Танзания, Бурунди, Руанда), Камеруна (современная Республика Камерун) и Того (современная Тоголезская Республика и часть территории Республики Гана).
Хронологические рамки работы охватывают период 1884–1918 гг. Нижняя хронологическая граница обусловлена установлением германского протектората над бухтой Ангра-Пекена в Юго-Западной Африке, что стало первым шагом к созданию немецких протекторатов в Африке. В 1885 г. Германия расширила свои владения за счет Восточной Африки, Того и Камеруна заняв третье место по площади африканских колоний среди колониальных держав. Выбор верхней границы исследования обусловлен поражением Германии в Первой мировой войне и переходом ее колониальных владений под контроль держав-победительниц.
Категориальный аппарат работы, включая для определения исследуемых социумов, понятие «немецкие колониальные сообщества». Данное понятие состоит из трех элементов: «немецкие» – указывает на культурно-ментальную составляющую, «колониальные» – в особенности территориального формирования и «сообщества» – имеются в виду отдельные переселенческие общины, объединенные общими признаками. Данный подход представляется наиболее верным для определения исследуемых групп немецких колонистов.
Монография базируется на обширной историографической и источниковой базе. Нужно отметить, что интерес к теме германского колониализма возник достаточно рано. Уже XIX в. многие авторы обращали свое внимание на политические и экономические причины начала колониальной экспансии Германии, роль общественных колониальных организаций и немецких государственных деятелей в создании протекторатов. Среди них следует выделить И. С. Чарного, А. С. Ерусалимского, Б. М. Туполева, М. Декена, Г. Хоффмана, Т. Фишинга.
Первые научные монографии, исследовавшие повседневную жизнь немецких колонистов появились только в конце XX в. К таким работам относятся исследования А. С. Балезина, С. В. Буталия, Е. Ю. Пуховской, Х. Недерман, В. Спеткампа, Б. Цурстрассен. Однако, несмотря на довольно значительный список авторов затрагивающие тему повседневной жизни немецких колонистов, ни одного обобщающего исследования по этому вопросу, которое охватывало бы все аспекты становления и развития немецких колониальных общин во всех колониях, так и не было создано. Имеющиеся работы по данной тематике рассматривают жизни немецких колонистов только в одном из протекторатов. Отсутствие обобщающих монографий, которые охватывают все африканские колонии Германии, не позволяет взглянуть на проблему становления и развития немецких колониальных сообществ в целом. В этой связи актуальность данного исследования обусловлена комплексным подходом к изучению проблемы становления, развития и жизнедеятельности немецких колониальных сообществ в африканских владениях Германии.
Источниковая база монографии, состоит из источников официального, агитационно-публицистического и неофициального происхождения.
Первую группу источников составляют документы официального происхождения: законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов, материалы статистики, официальные дипломатические документы, касающиеся колоний.
Среди них особо следует выделить материалы, размещенные на официальном сайте Потсдамского федерального архива. Данные источники представлены в виде оцифрованных документов, большинство которых ранее не рассматривались в работах исследователей.
Наибольшую информационную ценность из первой группы источников, относящихся к документам официального происхождения, представляют опубликованные сборники колониальных законов, указов и постановлений императоров, канцлеров, колониального ведомства, губернаторов колоний, а также дипломатические документы.