Мария Ордынцева - Неуловимый пенициллин

Неуловимый пенициллин
Название: Неуловимый пенициллин
Автор:
Жанр: Всемирная история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Неуловимый пенициллин"

Историческая миниатюра об обстоятельствах открытия и разработки знаменитого пенициллина.

Бесплатно читать онлайн Неуловимый пенициллин



Пенициллин – самое известное, пожалуй, лекарство в нашей аптечке – имеет одну из самых странных историй. Его открывали трижды! Его исследовали ученые Европы, Америки и, конечно, России, годами работая над проблемой массового производства этой редкой плесени, в то время как любая деревенская знахарка исстари знала, что плесневелые с зеленым налетом корки целебны.

Забавно, но даже русской литературе этот загадочный успел послужить. Баснописец Крылов был большой любитель поесть. Настолько большой, что не брезговал и плесневелыми пирожками, что спасло его однажды от серьезной болезни.

Пенициллин появился в то время, когда был наиболее необходим. В мире разрастались кровавые щупальца мировых войн – порождения бешеного технического прогресса. Массовые эпидемии холеры и тифа, венерические заболевания, гнойные язвы, гангрены – все это те блага, которые щедро рассыпало из рога изобилия неумолимое время железа и крови.

Шел 1869 год. Еще не начиналась великая битва железных канцлеров. Еще Франция не истекала кровью под Седаном. Мир притих перед бурей, лишь громыхали заводы Круппа, и Бисмарк, сколачивая будущий рейх, тряс брылями с трибун ландтага, нагло покуривая сигары в присутствии австрийского посла.

Вена еще не осознала, что ее гниющее величие скоро растворится в дыму надвигающейся войны. Австрийцы танцевали.

Профессор Юлиус фон Визнер – светило австрийской (и европейской!) микологии – с удивлением выслушивал рассказы студентов и лакеев о чудесных плесневелых корках знахарок, от которых маета животом сходит на нет.

– Конечно, Авиценна и знаменитый Филипп фон Гогенштейн, именуемый чаще Парацельсом, упоминали случаи, когда гнойные раны излечивались плесенью, но не является ли это областью легенд? – рассуждал он с недоверием.

Бывший у него в то время на стажировке молодой русский профессор Алексей Герасимович Полотебнов подтвердил:

– Слышал и я, что лечебный эффект плесени давно используется в деревнях при самолечении. И не боятся ведь микробных заражений, вот что удивительно! Впрочем, вряд ли они вообще подозревают о существовании микробов…

– Не проверите ли Вы эту легенду, Алексей Герасимович? Нет ли в столь диком, но древнем способе лечения крупицы истины?

Полотебнов проверил.

Зеленая плесень – penicillium glaukum – хорошо размножалась в жидкости и, главное, жидкость всегда оставалась прозрачной, в ней не оставалось ни одной бактерии.

Микробиология тогда еще делала свои первые робкие шаги. Триумфальные работы Луи Пастера были у всех на слуху, но мир микробов и грибков сливался пока еще в одно. И блестящий ученый Полотебнов, основоположник русской дерматологической школы, последовательный критик ведущих европейских дерматологических теорий, ошибся. Он посчитал, что микробы порождаются плесенью.

– Это не животные организмы! – доказывал он. – Они не могут двигаться, питаться, расти. Нет, бактерии не виновны в заражении ран и возникновении инфекций!

Результаты своей работы он, вернувшись вскоре в Россию, опубликовал, но опыты продолжил.

Теперь он просто брал плесень из подвала больницы, где работал, либо с апельсиновых корок, смешивал ее с миндальным маслом или просто сметал споры сухой кистью и наносил на гнойные язвы. И чудо происходило: давние, незаживающие эктимы затягивались быстрее, чем от цинковой мази.

– Смотрите, я умышленно заражал раны бактериями, и вы можете убедиться, что никакого вреда пациентам они не причиняют, – Полотебнов демонстрировал свои опыты всем желающим. – Думаю, результаты эти могли бы позволить сделать подобные наблюдения и над ранами операционными, чтобы решить вопрос о значении плесени для хирургии.

Жена молча подсунула ему раскрытый «Военно-медицинский журнал».

– «Об отношении бактерий к зеленому кистевику», – прочел Полотебнов. – Это что еще такое?!

Автор статьи – Вячеслав Авксентьевич Манассеин, сам профессор и бессменный редактор газеты «Врач», – указывал дерматологу на его ошибку. Приводя в пример собственные опыты, он обосновывал разную природу бактерий и плесени.

– Сколько ни делал я посевов зеленой этой плесени на разные среды, никогда не развивалось в них бактерий. А это значит, что плесень сия препятствует росту микробов, а не порождает их, – утверждал Манассеин.

Полотебнов возражал и сам взялся за перо. Диспут двух учеников знаменитого С.П. Боткина на страницах журнала вызвал интерес у русской общественности.

– Ну-с, извольте, сударь, газетку, – испрашивали научные мужи друг у друга. – Чем сегодня удивит нас наш милейший бунтарь?

– Да вот, опровергает опять Алексея Герасимовича, говоря о специфичности микробов.

– Но ведь профессор Визнер согласился с господином Полотебновым?

– Что ж Визнер? Манассеин и сам побывал у Визнера и те же опыты проделывал, и целебность плесени подтвердил. У них другой спор. Они теперь о старых корках беседуют. И как такую гадость можно на раны класть?

– А Вячеслав Авксентьевич заметил, что старые споры плесени не мешают развиваться бактериям, да-с.


С этой книгой читают
Роман о взрослении молодежи 1990х, когда не было интернета и сотовых телефонов, первой любви, верности, преодолении собственных страхов, которое дает шанс увидеть правильный путь. Частично основан на реальных событиях.
Вторая история об адвокате Марии Быстрицкой. На этот раз она оказалась в необычной для себя роли и вынуждена выбирать между адвокатской этикой и собственной жизнью.
Волки… Они жестоки и кровожадны, но они нежны к своим женам и детям. Вместе они сильны. Но когда волк остается один, потеряв всю свою стаю, он мстит, вырываясь из кругов ада через все допустимые рамки и предрассудки. Любой ценой…История частично основана на реальных событиях. Все совпадения имен, фамилий, названий, адресов случайны. Действие происходит в 1990е гг.
Романтическая и немного забавная история, которая произошла среди будней жителей обычного села.
Man appeared on Earth in the course of a long and uneven evolutionary process (genetic mutations). Scientists believe that 8-5 million years ago, the most ancient African apes split into 2 branches: one led to anthropoid apes (chimpanzees, gorillas and others), the other – to the first hominids who had a bipedal gait. About 2 million years ago, "man" (Homo) appeared, about 40 thousand years ago, at the turn of the Upper Paleolithic, "Homo sapiens
人類經過漫長而坎坷的演化過程(基因突變)出現在地球上。科學家認為,800萬至500萬年前,最古老的非洲猿類分裂成兩個分支:一個分支形成了類人猿(黑猩猩、大猩猩等),另一個分支形成了第一批用兩條腿行走的類人猿。約200萬年前,「人」(Homo)出現,約4萬年前,舊石器時代晚期之交,「智人」成為類人猿家族的唯一代表。
Der Mensch entstand auf der Erde durch einen langen und ungleichmäßigen Evolutionsprozess (genetische Mutationen). Wissenschaftler gehen davon aus, dass sich die ältesten afrikanischen Affen vor 8 bis 5 Millionen Jahren in zwei Zweige aufspalteten: Der eine führte zu den Menschenaffen (Schimpansen, Gorillas und andere), der andere zu den ersten Hominiden, die auf zwei Beinen gingen. Vor etwa 2 Millionen Jahren erschien der „Mensch“ (Homo), vor et
O homem surgiu na Terra por meio de um longo e desigual processo evolutivo (mutações genéticas). Os cientistas acreditam que há 8 a 5 milhões de anos, os mais antigos primatas africanos se dividiram em dois ramos: um deu origem aos grandes primatas (chimpanzés, gorilas e outros), o outro aos primeiros hominídeos que andavam sobre duas pernas. Há cerca de 2 milhões de anos, surgiu o “homem” (Homo), há cerca de 40 mil anos, na virada do Paleolítico
Из-за ошибок воспитания и детских обид люди не могут строить свою дальнейшую жизнь настолько счастливо, насколько им хотелось бы. Возникают комплексы, человек надевает маску, он уже не может быть просто счастлив.В этой книге дан большой практический материал по работе над собой, разбор различных сложных жизненных ситуаций. Эта книга поможет увидеть себя настоящего, обрести радость и гармонию.
Продолжение приключений «Раба из нашего времени» Бориса Ивлаева и его друга Леонида Найденова!Приятно вспоминать о торжестве справедливости. Было время, когда Боря с Лёней бежали из частного цирка, где им приходилось вкалывать на положении рабов, а попутно и злостчастное гнездо наркоторговли и бандитизма разворошили. И вот снова придется драться. На этот раз – на Земле, где неизвестные похитили близких Ивлаева. Что ж, как в старые добрые времена,
Как же замечательно, когда у тебя есть семья, и можно каждый день ходить на работу, ходить на работу, ходить на работу. А потом, вдруг взять и поехать с женой и ребенком куда подальше, прихватив с собой родителей. Например, на другую планету, на которой неожиданно быстро начинаешь скучать по работе.
Защищая близняшек от странной девицы, я получаю удар магией в грудь и просыпаюсь в молодом теле в другом мире… Где я влюбилась в дракона. Совсем ненадолго! Ведь мне предстоит отдать молодое тело его владелице. Или не возвращать? Посмотрим!