Научные редакторы Светлана Ястребова (главы 1–6), Мария Толстых (глава 6)
Главный редактор Лана Богомаз
Иллюстрации Кати Климовой
Макет и верстка Елизаветы Копай-Гора
Корректоры Дарья Балтрушайтис, Елена Аратова
Возрастная маркировка в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ: 0+
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© ООО «Альта Медиа», 2023
© Издание. ООО «Альпина Паблишер», 2023
* * *
Глава 1
Это очень странно!
Всем известно, что ящерицы в момент опасности откидывают свой хвост, а потом отращивают новый. Некоторые рыбки умеют восстанавливать покусанные плавники, насекомые – лапки и усики, а раки – оторванные клешни. Но в нашу тройку лидеров чудесной регенерации они не попадают. Первенство принадлежит морским слизням Elysia marginata: они отбрасывают… почти все свое тело, а вместо него отращивают новое.
Когда это происходит, у слизня остается только голова – и больше ничего. Она тем не менее не погибает и даже может двигаться. Не умереть от голода голове помогают запасенные хлоропласты (части клеток, которые производят еду). Потом голова сама начинает питаться водорослями и постепенно отращивает новое сердце. Проходит 20 дней – и слизень как новенький!
Ученые считают, что способность к регенерации помогает слизням избавляться от паразитов и токсичных веществ. А еще позволяет спастись, если они, например, запутались в водорослях.
Кстати, тебе наверняка интересно, кто занял второе и третье места в конкурсе на лучшую регенерацию? Знакомься: морской полип гидрактиния Hydractinia echinata умеет отращивать голову, а асцидия Polycarpa mytiligera вообще восстанавливает все свои органы, даже если ее разрежут на три части. Достойные конкуренты слизней, правда?
В морских глубинах, куда едва доходят солнечные лучи, живут аппендикулярии Bathochordaeus stygius. Своей необычной мешкообразной формой они напоминают гигантские человеческие легкие, покачивающиеся в воде, как бы странно это ни звучало.
Долгое время о строении этих существ мало что было известно. Их слизистые мешки очень нежные, и достать их из воды, не повредив, невозможно. Но недавно благодаря лазерному сканированию ученым удалось рассмотреть их прямо в воде.
Сама аппендикулярия маленькая, не больше 10 сантиметров, и по форме похожа на фасолинку. А прозрачные слизистые «мешки», которые ее окружают, – это ее «домики». Причем «домиков» два: внутренний – небольшой и внешний – гораздо больше самого животного (в диаметре он может достигать почти метра!). Эти «домики» служат своеобразными фильтрами: они задерживают мелкие частички растений и животных, которыми питаются аппендикулярии.
Но это еще не все странности! Когда «домик» засоряется, аппендикулярия его сбрасывает и тут же отращивает новый. Причем она выделяет этот слизистый пузырь сразу целиком, в сжатом виде, а уже в воде он набухает и раздувается, как воздушный шарик. И повторяется такое «новоселье» каждый день!
На австралийских морских губках иногда появляются странные белые полоски. Их можно принять за красивые узоры на теле самой губки, но в действительности это совершенно другое существо! Знакомьтесь: червь полихета Ramisyllis multicaudata – одно из самых необычных созданий на нашей планете.
Эти многощетинковые черви действительно живут внутри морских губок рода Petrosia. Когда червь попадает в морскую губку, он начинает в ней расти и ветвиться, как дерево! Его тело раздваивается, потом снова раздваивается, потом снова – и так без конца. Червь разрастается и заполняет собой лабиринтообразные каналы и полости в губке. А снаружи мы видим кончики сотен его отростков.
Поразительно, но делится и ветвится не только тело червя! То же самое происходит и с его внутренними органами. Если же червю нужно размножиться, в одном из его отростков развиваются мозг и глаза. А потом этот отросток просто отсоединяется от родителя и отправляется во «взрослую жизнь», заселяя новую губку.
Сколько ног у тысяченожек?
Как известно, у тысяченожек очень много ног, но обычно все же не тысяча. Долгое время рекордсменом по количеству конечностей считалась калифорнийская многоножка Illacme plenipes: у нее их 750 штук! Правда, только у самок, и до тысячи количество ног все же не дотягивает.
И вот наконец нашлась настоящая тысяченожка с нужным количеством конечностей – Eumillipes persephone! Она живет глубоко под землей в Австралии и полностью оправдывает свое имя: «истинная тысяченожка» (Eumillipes), названная в честь древнегреческой богини подземного царства Персефоны (persephone). У «богини» нет глаз, в длину она меньше 10 сантиметров, а ног у нее 1306! На сегодняшний день это абсолютный рекорд.
На дворе XXI век, а ученые все еще продолжают открывать неизвестных науке животных. Причем многие из них очень странные. Например, зубастая змеехвостка Ophiojura exbodi. Змеехвостки, или офиуры, – дальние родственники морских звезд. Обычно у них пять, реже десять очень длинных «рук», похожих на шланги. Когда офиуры ползут по морскому дну, их руки-лучи извиваются, как змеи.
Видов офиур очень много, но обнаруженная учеными змеехвостка Ophiojura exbodi уникальна! У нее восемь «рук», покрытых крючками и шипами, и многоугольный рот с несколькими челюстями и острыми зубами. Последний общий предок этой змеехвостки и современных офиур жил примерно 180 миллионов лет назад, во времена, когда только начали появляться динозавры. А значит, все эти миллионы лет существовала отдельная эволюционная ветвь, в которой выжила только эта зубастая змеехвостка!
А вот еще пример не менее странных созданий. Морские биологи встретили у побережья Западной Австралии гигантскую колонию сифонофор рода Apolemia.
Сифонофора выглядит как длинная студенистая нить. Кажется, что в воде плавает одно большое существо. Но на самом деле это колония, которая состоит из тысяч отдельных организмов – зооидов. Каждый зооид занят своим делом и выполняет работу определенного органа. Одни сокращаются, чтобы двигать всю колонию в воде, другие отвечают за размножение, третьи работают приманкой, четвертые поглощают пищу, которая поступает в общую пищеварительную систему. Один зооид может выполнять около дюжины различных работ!