О живописных местах Подмосковья и его замечательных памятниках – дворянских усадьбах и монастырях – написаны горы книг. Одним из них посвящены десятки страниц, о других, не менее интересных памятниках зодчества, до недавнего времени можно было прочитать лишь в справочниках и энциклопедиях.
Книга «Николо-Угрешский монастырь» – это рассказ о малоизвестных страницах истории одного из древнейших подмосковных монастырей, расположенных на юго-востоке от столицы, в нижнем течении Москвы-реки, в историческом центре города Дзержинский.
Так сложилось, что обитель, основанная Дмитрием Донским, на долгие годы оказалась в тени и забвении. Замечательный архитектурный ансамбль ХIV–XIX веков, соседствовавший с предприятиями ВПК, в советское время стал настоящей «терра инкогнита». Из Большой советской энциклопедии третьего издания даже исчезло упоминание о древнем Никольском монастыре.
К сожалению, эпоха безбожия оставила нам в наследство запущенные, полуразрушенные монастырские постройки. У северных стен монастыря в недавнем прошлом ютился поселковый рынок. С южной стороны тут и там вырастали самовольные строения, сараи, огороды, метко прозванные в народе «Шанхаем». А поздние надстройки над южными братскими корпусами никак не могли украсить прежде цветущую обитель. Лишь после постановления ВОПИК о государственной охране Николо-Угрешского монастыря в 1970-е годы на его территории начинается реставрация некоторых монастырских построек – Успенской церкви, Настоятельских покоев и других сооружений. Полностью были восстановлены башни северо-восточного фасада и замечательный памятник первой половины XIX столетия – Иерусалимская стена. Однако остаточный принцип финансирования на долгие годы отодвинул восстановление древней подмосковной обители. Правда, именно тогда на северной стене Николо-Угрешского монастыря появилась табличка с надписью: «Охраняется государством».
Сегодня древняя обитель переживает свое второе рождение, и мы в этом убедимся, совершив путешествие по ее территории и по времени. Хотя ряд угрешских построек оказался навсегда утраченным (древний Никольский собор, Архиерейские палаты, здание монастырского училища и церкви во имя Сошествия Святого Духа), без них нельзя во всей полноте представить историю и облик монастырского града.
Большое внимание в книге уделено переломным моментам русской истории – лихолетью Смуты, событиям бунташного XVII века. Среди ярких личностей того времени, чьи судьбы пересеклись с Угрешей, мы встречаем вождя Первого русского ополчения Прокопия Ляпунова и «московскую царицу» Марину Мнишек, ссыльного изографа Симона Ушакова и мятежного Аввакума.
Семнадцатый век – это время расцвета Николо-Угрешской обители как государева богомолья, время становления его архитектурного ансамбля. Сюда часто приезжали цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, знатные люди, делавшие богатые вклады в монастырскую ризницу.
Испив горькую чашу унижения во время Русской смуты, пережив церковные реформы Екатерининского века и события 1812 года, обитель понемногу, шаг за шагом, поднималась, чтобы в конце ХIХ столетия именоваться «цветущей русской пустынью», «дивным градом» на Москве-реке.
Довольно подробно в книге освещены личности подвижников Русской православной церкви. Это прежде всего архимандрит Пимен (Дмитрий Мясников) и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), сыгравшие исключительную роль в строительстве Николо-Угрешского монастыря и его духовном становлении. Это и митрополит Макарий (Невский), волею судеб оказавшийся в угрешской ссылке незадолго до закрытия монастыря большевиками в 1925 году.
Наряду с этим читатели познакомятся с малоизвестным угрешским периодом жизни философа и публициста К.Н. Леонтьева и драматурга Н.Я. Соловьева; откроют для себя некоторые драгоценные страницы исторического очерка Д.Д. Благово, в течение 13 лет бывшего иноком в подмосковной обители. Книга этого самого добросовестного историографа Угреши до сих пор является настольной книгой краеведов.
Невозможно объять необъятное, поэтому некоторые периоды истории обители мы лишь наметили, а что-то по тем или иным причинам осталось за рамками книги. Так, чтобы полнее осветить тему угрешских памятников, автор вернулся к истории Спасо-Преображенского собора в отдельной главе, поскольку его строительство неразрывно связано с судьбой известного зодчего Александра Степановича Каминского.
Есть у писателя Дмитрия Балашова замечательные слова о том, что «старинные памятники – это исторические якоря, связывающие человека с землей и памятью предков».
И с этим трудно не согласиться. Надеемся, что это издание поможет не только открыть новое о легендарной Угреше, но и бережнее относиться к истории родного края и отечественным памятникам.
От Кузьминок, в прошлом старинной подмосковной усадьбы Голицыных, ныне одного из районов столицы, всего 20 минут езды до города Дзержинский. Микроавтобус, шурша шинами, бежит по Волгоградскому проспекту. Затем поворачиваем на Каширу и мчимся по МКАД. Слева и справа тянутся островки подмосковных лесов – сосны, белоствольные березы. Изредка между ними проглядывают обширные поляны и кустарник. И снова вдоль автострады бегут зеленые кроны деревьев. Мелькают за окнами мосты и переходы. Наконец, впереди открывается сугубо индустриальный пейзаж Капотни. Причудливые лекала шоссейных развязок Московской кольцевой автодороги остаются позади. И вот впереди – щит дорожного указателя с надписью «г. Дзержинский». Проезжаем мимо громады ТЭЦ-22 и сворачиваем направо. Минуя заводские корпуса и жилые микрорайоны города, спускаемся с возвышенности по шоссе и оказываемся вблизи Николо-Угрешского монастыря.
Еще издали видны купола Спасо-Преображенского собора, его белые резные башни и вертикаль ярусной колокольни. А там дальше, за стенами, видны Братские корпуса и силуэт церкви «Всех Скорбящих Радость». Слева от дороги, неподалеку, покажется старинный Верхний пруд, на строительство которого во времена императрицы Елизаветы Петровны крестьяне окрестных деревень свозили глину. Об этом жаловались они в челобитной на монастырские власти матушке-государыне…
Выезжаем на городскую площадь, к северо-восточным стенам. Совсем недавно здесь были лишь руины Святых ворот – одной из прекрасных построек монастырского ансамбля. Ныне они полностью воссозданы заново. Проходим через северные ворота – и словно открываем окно в прошлое.
Более шести веков назад неподалеку от того места, где ныне возвышается Спасо-Преображенский собор, был построен Никольский храм, один из первых каменных храмов-памятников в честь победы русских над ордынцами на Куликовом поле. Он-то и положил начало Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Московским Дмитрием Ивановичем.