Николай Прокофьев - Ночь Ивана Купалы

Ночь Ивана Купалы
Название: Ночь Ивана Купалы
Автор:
Жанры: Христианство | Древнерусская литература | Книги о путешествиях
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Ночь Ивана Купалы"

Семь лет спустя после встречи с апостолом Андреем, простой рыбак по имени Третьяк ходит по миру и несет людям слово Божие, распространяя как умеет Христианство на землях древних Славян.

Бесплатно читать онлайн Ночь Ивана Купалы


Пролог

Мы очень мало знаем о людях, населявших наши земли две тысячи лет назад. Можно сказать, что не знаем мы ничего. Есть множество информации о древнем Риме, Греции и других землях расположенных южнее европейской части России. А о том, как и чем жили люди, населявшие берег Чудского озера мы можем только догадываться. Первое упоминание древних славян в «Повести временных лет» датируется седьмым – восьмым веком от рождества Христова. А что было в пятом веке? А в четвертом? А еще раньше? Неизвестно. Эта история ни коим образом не претендует на истину в последней инстанции, вполне возможно, что все было совсем не так. А может быть, наоборот, все именно так и было. В общем, воспринимайте все ниже сказанное, как мою фантазию. Не обращайте внимания на возможные бытовые неточности, допущенные автором повествования. Считайте, что это просто сказка. Хотя, как известно, сказка ложь – да в ней намек.


 Есть вещи ход которых неподвластен человеческому разуму. Их нельзя изменить, можно лишь принять как есть. А есть то, что изменить можно. Причем изменить так, что причины этих изменений не сохранятся в памяти поколений, а последствия вполне дойдут и до наших дней. Именно о таком случае мне и хочется вам рассказать.

Глава первая

А когда надоест,

Возвращайся назад.

Гулять по воде, гулять по воде,

Гулять по воде со мной…

(С) Наутилус Помпилиус.

Ночь незаметно, как это бывает в разноцвет1 опустилась на лес. Вроде бы и не ночь вовсе, а вечер. Просто нет солнца, и чуть меньше света чем обычно. Чистое небо всё равно сохраняет лёгкий голубоватый оттенок, и звёзды ещё не видны. Будто бы и не темнеет вовсе. Темнеет, конечно, но так постепенно и незаметно, что глаз едва успевает заметить эти перемены. Луна выходит на небосклон, и густые кроны деревьев отбрасывают длинные, словно нарисованные углём, тени на землю. Но, не успеешь оглянуться, и снова светло. А ещё через час над рекой поднимется ярило2 золотя вершины деревьев и заставляя росу светиться миллиардами маленьких радуг, и снова начнет ежедневный обход своих владений. Так было вчера, так будет и завтра. Вместе с ночью, на землю пришла и прохлада. Третьяк подбросил ещё поленьев в прогоревший костер, наблюдая, как огонь жадно облизнулся по сухим древесным волокнам. Столб искр поднялся вверх, исчезая где-то над головой, где ветви деревьев плотно сплелись, образуя зелёный купол. Впрочем, палки были не слишком сухими, поэтом вместе с искрами поднялся и густой дым, защипавший глаза. Ну и хорошо, подумал он. Весь дым комарам, ему не жалко. Река, нагревшись за день отдавала свое тепло белесым, густым туманом, стелющимся по воде невесомым саваном.  Все звуки в этом тумане слышались более отчётливо, и как будто ближе находились те, кто их издавал. Каждый шорох. Каждый взмах крыльев, каждый вскрик ночной птицы, или зверя. Кто бы это не был. Лесные птицы или звери, а может духи леса, или сам Святобор.


Раздался всплеск на реке, сильный, громкий. То ли сом поднялся с глубины глотнуть воздуха, и хлопнул по воде хвостом, неповоротливо разворачиваясь, то ли щука гоняет мальков, рассеивая веером их беззащитные стайки. А может и Вилы3 балуют. Это река, всякое может быть.


Хотя Андрей учил, что ни Святобора ни вил не существует, а под их личиной выходят к людям демоны из преисподней – слуги падшего ангела, сатаны. Андрей, безусловно, был очень мудрым учителем, знал много языков, мог спокойно говорить и с водью, и с ижорой и с древлянами, но все равно он пришлый. Откуда ему знать? Ведь это там, в его краях могли быть демоны, а здесь все иначе.  Думать так было грешно. Неправильно было так думать, и Третьяк старался гнать от себя такие мысли, Андрей их не одобрил бы. Но они, упрямые, снова селились в голове. Не иначе как демоны их и насылали. Искушали его, проклятые. А может и не они? Может Бог его испытывал? Третьяк не знал. И спросить было не у кого. Не первый уж год ходил он по землям Русичей, и нёс им слово Божие. Коряво нёс. Впрочем, как умел.


Семь лет минуло с той поры, как прошел по земле Ладожской да Чудской апостол Андрей, направляя стопы свои от Скифов к Варягам. Где он сейчас, и что с ним, Третьяк не знал. Жив ли? Или, уже ушел из этого мира земного в мир иной, к отцу нашему небесному? Про то тоже неведомо. Семь лет назад остановился в их городище странный путешественник, непохожий ни на одного из приходивших ранее. Откуда то знал он множество языков, причем мог свободно общаться даже на том, который слышал первый раз в жизни. Да так чисто, что никто и не распознал бы в нем пришлого. Это по говору, а вот речи его, напротив отличались от всего, что рекли приходившие ранее. Нет, случалось, заходили к ним и волхвы из далёких мест, и странники, говорившие чудно и непонятно. Мало знавшие местный язык, и общавшиеся чаще всего на пальцах, аки немые, за что и звали их немцами. Захаживали и говорливые, очень интересно рассказывающие о землях, лежащий далеко к югу от Чудского моря. Но это скорее были местные, которым довелось побывать в тех краях, и посчастливилось вернуться обратно. Жил у них в поселении, и старик Ратибор, проведший в рабстве несколько лет в далёком городе Риме, где, как говорил он, дома были построены не из теплого дерева, а напротив холодного камня. Много всяческих чудес и небылиц рассказывал Ратибор про свою жизнь в неволе. И про то как удалось бежать ему однажды, и про свой нелегкий путь домой, занявший без малого три года. И про то, что приключилось с ним, во время пути оного. И неизвестно было, что в его сказах правда, а что вымысел.


Андрей же быша совсем другим. И речи тоже вёл другие. Странные речи. И оттого ещё более интересные. Говорил он о мире, что находится по ту сторону жизни. И о Боге, ждущем нас там, и любящем, как родной отец. Отец строгий, но справедливый. Не Святовик, не Триглав, не Ярило с Перуном.4 Нет. Бог другой. Единый, и самый главный. Порой сложно было понять Андрея, но не потому, что плохо изъяснялся, а потому, что, то, о чем он говорил, не укладывалось в голове у Третьяка. По словам Андрея Бог был один, но его было трое. И сын Божий Иисус был Богом, и как-то так выходило, что сын его и был он сам. Вот этого Третьяк никак не мог уразуметь.  Остальное напротив было более менее понятно. Бог любил чтобы люди выполняли его законы, запреты и заветы. И тех, кто выполняет, ждёт награда после смерти. А тех, кто не выполняет соответственно – наказание. А до этого времени Бог зриши5 за ними сверху, все видит, и все знает.


Короткая июньская ночь подошла к концу, рассвело так же незаметно, как и стемнело пару часов назад. Третьяк подкинул в костер ещё дров, встал потянувшись и взяв в руку прислоненную к дереву острогу начал спускаться к реке. Самое время рыбалить. Походка его стала лёгкой, пружинящей и неслышной. Нога ступала осторожно. Ни один сучок не треснет под пятой, ни один листик не зашуршит. Третьяк спустился к берегу и стал медленно двигаться вдоль кромки, внимательно всматриваясь в темную, движущуюся водную гладь. Рыбарь не торопится, хоть и знает, что смысл острожить рыбу есть только пока не взойдёт солнце. А дальше всё, ничего не увидишь. Плавны и выверены его движения. Шаг, пауза. Ещё шаг. И снова остановка. Внимательно всматривается он в темное зеркало воды. Потом снова делает осторожный шаг. Пройдя так несколько метров, он замирает, пару минут стоит абсолютно неподвижно, а потом очень медленно поднимает вверх руку, с деревянной острогой. Резко, практически без замаха, отправляет её вниз, в воду, целясь во что-то, увиденное им в воде.


С этой книгой читают
В сказочном мире существуют две расы – грустные и веселые, живущие на континентах Сомбра и Аллегрия. Принц Элларион готовится занять престол своего отца лорда Лириона, повелителя расы грустных и стремится создать мир, где народы могут обучаться друг у друга. Принца поддерживают, помогают ему и участвуют с ним в приключениях мудрая наставница Сирена, мастер меча Ваэль и кухарка Майя.
Далёкое будущее. Технологии гиперпрыжка через подпространство позволяют преодолевать расстояние быстрее скорости света. Новые супероткрытия позволяют сделать сверхчуткие телескопы, способные рассмотреть мельчайшие детали на планетах, находящихся за тысячи световых лет. Но, если посмотреть в телескоп на планету, находящуюся за три тысячи световых лет, то увидишь не то, что происходит на ней сейчас, а то, что происходило три тысячи лет назад? А это
Сколько себя помнил, он любил летать. Хоть и не был летчиком. Но летал с самого своего детства. Во сне. А ещё он любил играть в футбол.Сможет ли герой осуществить свою детскую мечту? Какие трудности встанут на его пути? Какие судьбоносные совпадения ожидают его, и к чему это приведет?
Вторая часть, рассказа из серии: "Слышишь, Вась." Новая беседа с остающимся за кадром Василием. Наш герой послушал совета своего товарища, и познакомился с Людмилой из третьего подъезда. Давайте же послушаем, о чем они разговаривают. Шутки снова переплетаются с житейской мудростью, а каламбуры нанизаны на опыт прожитых героями лет. Ироничный взгляд на жизнь, и все что нас окружает.
«Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому является плодом духовного творчества сестер Дивеевского монастыря, епископа Тамбовского Иннокентия (Беляева), при котором происходило прославление иже во святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца… Вполне допустима мысль, что окончательная редакция принадлежит перу священномученика митрополита Серафима (Чичагова), сыгравшего своею «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыр
Автор этой книги, современный французский богослов, священник Франсуа Брюн, не боится ставить самые острые вопросы, непосредственно касающиеся каждого из нас: В чем смысл страдания? Что нам делать перед лицом собственного страдания и страдания близких? Как соотнести неизбежность страданий в этом мире и страдания Самого Бога, Страсти Христовы, с мыслью о том, что Бог есть Любовь? Почему в центре христианской картины мира, в которой Бог есть Любовь
Книга включает 32 текста Виктора Борисовича Вургафтика, ученика философа и богослова Якова Друскина, содержащие его личные философские и религиозные размышления и интуиции. Издание подготовлено вдовой В.Б. Вургафтика Зоей Владимировной Вургафтик и публикуется с её разрешения.
Книга профессора университета Падуи Ренато де Антига представляет собой уникальный труд об истории святых реликвий, или мощей, восточных святых первых веков христианства, сохранившихся в Венеции. Под одной обложкой публикуется перевод его книг «Венеция. Гавань святых» и «Путеводитель во византийской Венеции», которые, дополняя друг друга, позволяют создать наиболее полное на сегодняшний день представление о почитании христианских святынь и визант
Его зовут Крил. Он – сын правителя Гувера и родной брат Курта. За свои злодеяния Крил сослан своим отцом на планету-тюрьму Эльдор. Это ад! Лишь грубая физическая сила имеет здесь значение. А деликатесом считается человеческое мясо. Здесь каждую минуту приходится бороться за свою жизнь с примитивным оружием в руках.
Алина Блинова не из тех женщин, которых можно обвести вокруг пальца. И надо же – обманули как ребенка. Своими руками отдала мошенникам самое ценное в доме и разрешила увезти на своей собственной любимой машине. А все потому, что позарилась на выигрыш в телеигре! Пустила в дом подозрительную компанию, выдавшую себя за съемочную группу передачи «Было ваше – стало наше», и запросто поставила на кон и шубку, и ноутбук, и даже машину. Если бы ответила
Огонь сжёг мою старую жизнь, стерев её до основания, но дал новую, в которой я хранительница легендарного Сердца Пламени, за что меня выбрал в жёны король страны. И именно это спасло меня от участи быть казненной за следование культу темной богини. Теперь мне предстоит путь к королевскому дворцу для встречи с будущим мужем. Только не один король желает получить Сердце, есть и другие охотники. А я лишь желаю вспомнить прошлое и узнать, почему захо
Прекрасная Арита не хочет замуж! Вернее, хочет, но нужен подходящий мужчина. А он все никак не находится. Придется отправиться на поиски дракона, чтобы тот исполнил одно-единственное желание. Но что предпринять, если вместо дракона найдешь бродягу, готового на все за покровительство? Приютить, обогреть, обо… Нет, что-то не то. И вот что с ним делать прикажете?