Глава 1
С чего всё началось
Саша проснулся с ощущением, что сегодня случится что-то необыкновенное. У него даже в пальцах покалывало от необъяснимого предчувствия. А пятки горели так, будто их горчицей натёрли. Но тут же он ощутил укол совести. Как можно радоваться, когда твой лучший друг Ромыч лежит в больнице?
С Ромычем он познакомился на льду. Саша тогда уже год занимался хоккеем и неплохо, как ему казалось, управлялся с клюшкой.
Однажды на хоккейной площадке появился Ромыч. Небольшого роста, щупленький. Форма на нём откровенно висела, а надетые краги казались настоящими лапами медведя на его тоненьких, как веточки, руках. Поначалу новенький вызывал насмешки среди ребят – такого хлюпика любой обойти может. И только Саша заметил его взгляд – твёрдый и решительный.
Когда прозвучал свисток к началу игры, Ромыч взмахнул клюшкой и понёсся по льду, как настоящая борзая. Он делал вертушки, обводки и выкидывал такие финты, что ребята невольно останавливались и смотрели, как он завершит манёвр и виртуозно забросит очередную шайбу в ворота.
– Давно занимаешься? – спросил Саша после тренировки.
– Год. – Ромыч снимал щитки, растирая ноги.
– Я тоже, – хмыкнул Саша и добавил: – Круто у тебя получается!
Ромыч только улыбнулся и пожал плечами. А потом вдруг с жаром заговорил:
– Понимаешь, не хочу сидеть в запасных. Хоккей – это движение, жизнь, а не просиживание на скамейке запасных.
И тогда Саша понял, что перед ним сидит не только будущий знаменитый хоккеист, но и лучший друг. Оказалось, что Ромыч недавно приехал с родителями из другого города. И они живут в соседнем доме. А судьба, наверное, специально селит людей рядом, чтобы они непременно стали настоящими друзьями.
Учебный год пролетел незаметно. Когда Саша вернулся после летних каникул от бабушки из деревни, он не обнаружил Ромыча на тренировке, которую тот ни разу не пропускал, и тут же помчался к нему домой.
Дверь открыла мама, такая же тоненькая, как её сын, и упавшим голосом сказала, что Ромыч в больнице. Так буднично и устало сказала, что Саша поёжился. Она назвала какой-то диагноз, но он не запомнил. Только понял, что всё очень серьёзно.
К концу декабря у Ромыча появились огромные синяки под глазами, и казалось, что он тает с каждым днём. И больше не спрашивал, как там проходят тренировки без него. Саша сидел у Ромыча на кровати и старался не смотреть на соседей по палате, таких же мальчишек, подключённых трубками к жужжащим аппаратам.
– Скоро Новый год! – Саша принёс другу пакет с шоколадом и стеклянный шарик со снеговиком внутри. – А снега так и нет. Занимаемся в зале на роликах. За всю зиму ни одной снежинки!
– Послушай! – Ромыч впервые за несколько месяцев оживился и даже привстал на кровати. – Я зага дал: если на Новый год выпадет снег, то я обязательно поправлюсь. И выйду на лёд.
Саша уныло посмотрел за окно. Пасмурное небо нависало над голыми ветками деревьев, а внизу на сером асфальте ползли в пробке машины и спешили по своим делам прохожие.
– Ромыч, – тихо произнёс Саша, – а если он не выпадет?
Но Ромыч уже прикрыл глаза и отвернулся к стене.
– Что случилось? – спросила мама, когда Саша вернулся домой. – Новый год на носу, а ты кислый, как клюква.
– Снега нет, – только и ответил Саша, не поднимая глаз.
– У вас же сегодня ёлка в школе была, Дед Мороз приходил.
– Да не Дед Мороз это был, а физрук наш. Я видел, у него борода искусственная. И уши у него такие – их ни под какой шапкой не спрячешь. – Саша наконец посмотрел на маму.
– А глаза почему красные? Тебя кто-то обидел?
– Нет.
Мама хотела ещё что-то сказать, но в дверь позвонили.
На пороге стояла пожилая женщина. В яркой розовой шубе, на голове – тюрбан из разноцветных платков, а в руках – самая обыкновенная клетчатая сумка.
– Вера Чудовна! – как-то слишком уж радостно произнесла мама. – Какой сюрприз! Саша, познакомься. Это твоя троюродная тётушка. Она из Якутии приехала.
– Здрасьте, – кивнул Саша.
– О-о, да у нас здесь спортсмен! – Вера Чудовна сощурила и без того узкие чёрные глаза, заметив приставленную к двери клюшку.
Саша отчего-то смутился и, чтобы перевести разговор на другую тему, спросил:
– Вашего папу Чудий зовут?
– Нет. – Вера Чудовна сняла шубу, под которой было надето ярко-оранжевое платье, покрытое золотыми блёстками. – Это псевдоним. Красиво звучит, правда?
– Необычно, – согласился Саша.
– Ладно, шучу. Чудий его зовут, Чу-дий. А по отчеству Юдович.
– Понятно. – Саша пожал плечами и ушёл к себе в комнату.
– Переживает. В школе, наверно, что-то не ладится, – виновато улыбнулась мама.
– Вот у меня с дороги спина не ладится, это да. Где у вас тут диван? – Вера Чудовна бесцеремонно вошла в гостиную.
Вскоре с работы вернулся папа.
– Чего кислый такой? – спросил он, когда Саша открыл ему дверь.
– Да так просто.
– Отвечай, как положено по уставу. Чего мямлишь? Характер вырабатывать надо. – Папа в шутку начал боксировать Сашу в плечо.
Подпрыгивая, он попятился спиной к гостиной и чуть не натолкнулся на стоящую в дверях Веру Чудовну. Папа на мгновение застыл со сжатым кулаком, а потом распахнул объятия:
– Вера Чудовна! Сколько лет, сколько зим!
– Ровно десять, – без запинки ответила она. – Помнишь, как я на вашей свадьбе гуляла?
Папа отчего-то смутился и спросил:
– Что ж вы не предупредили? Мы бы вас встретили.
– Знаю я вашу семейку! Мигом бы отговорку придумали: дела, работа, гости. Нет ничего приятнее, чем нагрянуть вот так неожиданно и внезапно.
Теперь папа с мамой оба смутились.
– Я, кстати, вам гостинцы привезла. – Вера Чудовна прошла на кухню и раскрыла небольшую клетчатую сумку.
Она выложила на стол свёрток с торчащей из него головой серебристой рыбины, три банки икры, сетку с апельсинами, трёхлитровую кадушку мёда, три пузатых ананаса.
– А это – засоленные шишки и прошлогодний консервированный снег с сахаром. – Вера Чудовна вытащила две стеклянные банки и со стуком поставила их на стол.
Саша смотрел на сумку и никак не мог понять две вещи: как в неё столько всего влезло и зачем им консервированный снег, да ещё и с сахаром?
Вера Чудовна нырнула в сумку с головой. Что-то долго перебирала в ней и бурчала себе под нос. Наконец вынырнула обратно. С заговорщическим видом вытащила длинную узкую коробку и протянула её Саше:
– Держи, это тебе!
– Подзорная труба! – обрадовался он.
Но когда распечатал её и приставил к одному глазу, то сразу же скис. В коробке лежал самый обыкновенный калейдоскоп.
– Рада, что тебе понравился мой подарок. – Она внимательно посмотрела на Сашу. – А что ты мне приготовил?