В 2019 году челябинской газете «Милосердие и здоровье» исполнилось 30 лет. Она стала первым не только на Урале, но и в России изданием для людей с инвалидностью. И её «живучесть» во многом объясняется востребованностью со стороны читателей и авторов, для которых «МиЗ» – площадка для творчества.
Вот почему появление сборника статей Натальи Васильевны Потаповой – одного из самых активных и талантливых авторов «МиЗ» – своевременно и радостно.
Впервые читатели газеты увидели это имя в очерке Андрея Середы – известного челябинского поэта, писателя, драматурга, к сожалению, уже ушедшего от нас. Сам того не предполагая, Андрей как будто передал эстафету творческого поиска родственной душе…
Заслуживает восхищения такой факт – узнав ещё в школе о неизлечимой и прогрессирующей болезни, грозящей полной неподвижностью, Наталья не переставала учиться, изучала медицину, психологию, юриспруденцию. Недавно она с успехом окончила дистанционное обучение на Литературных курсах при Челябинской академии культуры, добавив ещё один диплом к трем, полученным ранее.
За время сотрудничества с газетой Наталья Потапова старалась выразить себя в разных жанрах, но при этом всегда преследовала цель быть полезной читателям, о проблемах и трудностях которых она знала на собственном опыте.
На протяжении нескольких лет Наталья вела рубрику «Давайте познакомимся». Параллельно для редакции она готовила статьи по различным проблемам инвалидов: доступность окружающей среды, инклюзивное образование, трудоустройство.
Так, она знакомила читателей с новинками в области кино и литературы, касающимися людей с инвалидностью, делилась опытом решения различных бытовых проблем человеком, прикованным к кровати.
Бесценный жизненный опыт в преодолении тяжелейшего недуга сочетается в этих публикациях с легкостью стиля, тонким юмором, умением выстроить сюжет повествования, создать положительный эмоциональный настрой.
В последние несколько лет Наталья Потапова, помимо журналистики, занимается литературной деятельностью: пишет стихи и рассказы, которыми делится с пользователями интернета, издает и презентует, в том числе через газету, буклеты и сборники своих произведений. Со своими стихами участвовала в проекте «Я – видимый» на сцене театра НХТ, организовала поэтический вечер в детдоме №2, также называющемся МБУ «Аистёнок».
Публикации Натальи не раз были отмечены в конкурсах газеты «Надежда» Всероссийского общества инвалидов.
Мультфильм на её стихи «О счастье усыновления» занял место на пьедестале в фестивалях: «Россия без сирот» и «Словече».
Также она – призер конкурсов «Прекрасен наш союз» и «Комсомолу – 100» в номинации «проза». Публиковалась в еженедельнике «Истоки», журнале «День и Ночь».
Главный принцип Натальи Потаповой – постоянное движение вперед.
Пожелаем ей удачи на этом пути!
Татьяна Воловик,
редактор газеты «Милосердие и здоровье»
«Да разве сердце позабудет…»
Сейчас в СМИ, Интернете и на государственном уровне широко обсуждаются вопросы инклюзивного образования для людей с инвалидностью. Взвешиваются аргументы «за» и «против». Анализируется, насколько готовы наши образовательные учреждения принять инвалидов в плане их доступности для маломобильных категорий инвалидов и толерантности общества, особенно школьных коллективов, по отношению к «особым» детям.
Эта тема затронута и в заметках Натальи Потаповой, в недавнем прошлом ведущей рубрики «Давайте познакомимся» в нашей газете. По состоянию здоровья от этой хлопотной должности ей пришлось отказаться, но без дела Наталья сидеть не может – сейчас обучается публицистике по Интернету. И первую практическую работу, на мой взгляд редактора газеты, весьма удачную, она озаглавила
Меня зовут Наталья, мне 42 года, с 1997 – инвалид-опорник первой группы. Перед вами попытка извлечь «драгоценное из ничтожного». Буду рада, если мой опыт кому-то поможет.
В детстве я серьезно занималась лыжами и хотела быть тренером, как наша Ольга Александровна, понимавшая детскую душу и умевшая поощрить лучших, устроив веселье для всех. Однажды на самовольной тренировке в лесу я отбила нападение насильника и… решила, что буду оперативником. Но в 14 лет, после тяжелого гриппа стало ясно, что этим планам не сбыться…
Подвижность резко снизилась, я стала задумываться о том, чтобы стать медиком. Папа присылал книги Владимира Леви, и я увлеклась психологией. В мединституте сразу отказали в приеме, найдя мою болезнь – артрит – в утвержденном Минздравом списке противопоказаний. Тогда пришла в медучилище, с порога предупредила про диагноз, а завуч сказал: «Все под Богом ходим», – и допустил к экзаменам. Удалось набрать девять баллов за два экзамена и поступить на медсестринское отделение.
Боль в бедре потребовала операции по установке пластинки Козучева, а потом – полгода костылей, напряженной разработки сустава. Хотела по учебникам заниматься дома, но директор разрешил учиться со следующего года, так как медицине обучают лишь очно.
…Вот и первое сентября 1991 года. Полкилометра до училища прошла с тростью за десять минут. «Видок» еще тот: босоножки с подошвой разной толщины для компенсации укорочения, в руке – сумка-тележка, чтоб забрать все учебники. Куратору группы предъявила справку об инвалидности и попросила не ставить меня на дежурства. Не прошло и месяца, как однокашница, обязанная по очереди мыть пол, не смогла остаться после занятий. Я вызвалась подежурить за неё, и впредь моя фамилия попала в график. Сокурсницы стали воспринимать меня как равную.
Из курса обучения мне особенно нравились психология, основы трудового законодательства, педиатрия. Часто во время большой перемены стремилась в библиотеку почитать дополнительно. По-прежнему выручал метод: ни одного невыученного урока. Уже в ноябре кто-то заметил, что мне светит «красный» диплом.
Как-то раз надвигалась контрольная по очень серьезному предмету – фармакологии. Я сидела за предпоследней партой, и «галерка» нередко просила подсказок. Не хотела портить отношения с сокурсниками и преподавателями и пошла дежурить во время контрольной в гардеробе. Не зря таскала пальто – дежурить вместе со мной пришла Нина, оказывается, хотела подружиться. Так, уже живя с искореженным телом, обрела первого друга, общение и поддержку. А контрольную, отдежурив, мы с Ниной написали за первой партой, пока группа слушала следующую тему…
После двух месяцев теории начиналась практика, нужно было ехать во второй корпус, в другой район города. В ночь перед поездкой меня мучили кошмары: во сне не могла зайти в трамвай и попадала под машину. Не мудрено – более года не ездила в общественном транспорте. Нина встретила на остановке, подстраховала. Амплитуды движения в тазобедренных суставах едва хватило, чтобы поставить ногу на для нижнюю ступеньку, а выходить оказалось полегче.