В чем достоинства социализма с китайской спецификой?
Социализм с китайской спецификой – передовой государственный строй. Он обладает институциональными преимуществами и огромным потенциалом самосовершенствования. В нем заложена основа для процветания и могущества нации. Главный секрет национальной политики Китая заключается именно в «управлении по-китайски».
Социализм с китайской спецификой обладает исключительным творческим потенциалом
Каждый народ определяет государственный строй в зависимости от исторического наследия, культурных традиций и уровня экономического развития страны. В Китае социализм зарождался в традициях национальной политической культуры, креп в условиях противостояния иностранным завоевателям и в ситуации борьбы за свободу и независимость. Его становление было сопряжено с непростыми поисками и принятием решений, которые меняли облик строя. Социализм с китайской спецификой – творение Коммунистической партии Китая (КПК) и народа, великое достижение в истории развития цивилизаций.
Свойства и черты, которые обрела в Китае описанная теорией марксизма общественно-экономическая формация в ходе своей реализации и дифференциации уровней социального порядка, определили творческий потенциал строя. Теория и практика, в том числе и других стран, развитие социализма до наших дней подтверждают, что социалистический строй – это комплекс общих и специфических свойств. Он получил научное обоснование в классических теориях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и других авторов, которые указывали, что общие свойства формации проявляются лишь в социалистической практике конкретного государства. Формационные признаки социализма обнаруживают себя в конкретных государственных, национальных и временных рамках. Социалистический строй нельзя создать по единой модели. Переход к социализму возможен лишь при сочетании основных постулатов социализма с реальным положением в стране. По словам Дэн Сяопина[1], «сочетание всеобщей истины марксизма-ленинизма и реальности конкретной страны и есть универсальная истина».
Социалистический строй обладает творческим потенциалом потому, что является научной системой, которую сформировал китайский народ под руководством Коммунистической партии, основываясь на опыте революции, строительстве и реформах. Партия, учитывая особенности положения Китая и опираясь на догмы марксизма, народные силу и мудрость, создавала строй, ставший гарантом и базисом национального развития. Образованные после 1949 года Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК и другие институты заложили основу для перехода от этапа становления и развития к этапу процветания и могущества нации. С началом проведения политики реформ и открытости[2], вслед за реорганизацией и обновлением системных структур совершенствовалось и государственное управление. Формационный комплекс интегрированных и взаимосвязанных элементов социализма с китайской спецификой включает институты партийного руководства, народного главенства, политического управления социализма с китайской спецификой, развития социалистической культуры, жизнеобеспечения населения, социального управления, строительства экологической цивилизации, правовой институт социализма с китайской спецификой, базовый институт социалистической экономики, институты партийного руководства НОАК[3] и политического курса «Одна страна – две системы»[4]; управления внешними связями, партийно-государственного контроля и др. В формационной системе социализма с китайской спецификой основополагающую роль играют фундаментальные, базовые и ключевые институты, среди которых особое положение занимает система партийного руководства. Социализм с китайской спецификой лежит в основе системы государственного управления, что обеспечивает закономерное функционирование государства и общества.
Разработанная КПК программа предлагает человечеству наиболее благоприятную социалистическую систему. Формационные системы Запада, по мнению некоторых его представителей, – это единственно возможный выбор модернизации, универсальный мировой образец. Сторонники философской концепции «конца истории» считают демократический капитализм «заключительной формой управления» <…> «конечным пунктом идеологической эволюции человечества»[5]. Семидесятилетняя практика Нового Китая подтверждает, что западный образец не единственный: любая страна может осуществлять модернизацию по собственному пути. Каждые государство и нация вправе выбирать подходящую формацию развития, определять маршрут модернизации с учетом местных особенностей – доказав это, Китай совершил великое достижение. Институциональные преимущества социализма с китайской спецификой, как и «управление по-китайски», демонстрируют миру вариативность способов модернизации, многообразие цивилизаций, а также возможность выбора государственного строя и системы управления, что открывает новые пути осуществления модернизации для развивающихся стран.
Социализм с китайской спецификой обладает огромными преимуществами
Шансы на успех формации и ее преимущества следует оценивать глобально, с политической точки зрения. Важно понимать, соответствует ли формация национальным особенностям, полезна ли она, поддержит ли ее народ. По словам генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, «пока не примеришь ботинки – не узнаешь, впору ли они тебе». В мире нет абсолютно идентичных политических систем: оценивая их, необходимо учитывать общественно-политические условия и историко-культурные традиции, поэтому недопустимо слепо перенимать политические модели других государств.
В выступлении по случаю шестидесятилетия со дня основания Всекитайского собрания народных представителей Си Цзиньпин предложил восемь критериев («восемь возможностей») оценки политических систем. При определении демократичности и эффективности политической системы нужно обращать внимание:
♦ на сменяемость власти на законных основаниях;
♦ участие граждан в государственном и социальном управлении, управлении экономическими и культурными предприятиями на законных основаниях;
♦ возможность для граждан беспрепятственно подавать обращения и выражать собственные предпочтения и требования;
♦ возможность участия в политической жизни государства представителей всех социальных групп;