Рядом с моим поселком было множество железных рудников. Одни из них представляли собой глубокие карьеры, с берегами, заросшими лесом, другие цепочку глубоких ям, а третьи были глубокими шахтами, которые сейчас были затоплены, и на их месте возникли небольшие, но глубокие водоемы, глубину которых не удавалось узнать ни мне, ни моих друзьям. Мы в детстве пробовали разными способами это сделать, но безрезультатно. Когда мы в последний раз опустили рядом с берегом блесну на пятидесятиметровой леске, и она не достигла дна, мы признали свое поражение и оставили свои попытки узнать глубину самого большого водоема, который, как мы полагали, возник на месте бывшей шахты. Диаметр его был примерно метров пятьдесят.
Время шло незаметно. Мы занялись учебой, потом девушками и почти забыли об этих бездонных водоемах. Но однажды я случайно проходил мимо них и вспомнил о том, как мы пытались в детстве узнать их глубину. Неутоленное желание узнать истину снова вспыхнуло у меня в голове, и я решил снова попытаться узнать их глубину.
Для этого я не поленился притащить из дома резиновую лодку и метров двести толстой лески, которую перемотал на катушку и сделал на ней отметки изолентой. Утром я выплыл на середину одной такой затопленной шахты и начал спускать небольшой свинцовый грузик на промаркированной леске. Красные отметки на леске один за другим уходили в воду, но дна все не было. Когда на леске осталась последняя красная отметка, а дна я не достиг, я заволновался – свинцовый грузик висел на глубине двести метров. Таких глубоких шахт на железо до революции в окрестностях города мне не было известно. И проходить их не было целесообразно – для добычи, допустим, алмазов, или изумрудов это понятно, но для добычи железа?!