– Из чего твой панцирь, черепаха? —
Я спросил и получил ответ:
– Он из пережитого мной страха
И брони надёжней в мире нет.
Лев Халиф
Каждый ищет счастья. Много копий сломано и много книг написано про то, где и как оно находится. Большинство людей даже толком не могут объяснить, что такое счастье, но автоматически тянутся к нему с рождения. Это довольно туманный образ в голове большинства. Если спросить человека про образ счастья, он начнёт выдавать фразы типа: «Ну, это когда мир во всём мире, все здоровы, у всех всё есть, когда цели главные достигаются, самореализация там, деньги, слава, власть и так далее». Большинство инструкций по достижению счастья делает упор именно на это обстоятельство. Согласно этим инструкциям следует максимально точно оценить своё сегодняшнее положение, максимально точно представить образ конечной цели, протоптать к нему мысленную дорожку из конкретных шагов, запастись силой воли и выдвинуться в путь. Необходимо и цель, и шаги к ней постоянно держать на виду, клеить напоминания о них на холодильник, визуализировать ещё как-нибудь, и тогда шансы достичь счастья сильно возрастут. Некоторым эти инструкции помогают, большинству – нет.
Обычно после прочтения таких инструкций у человека на время вырастают крылья. Ему кажется, что он нашёл способ, увидел путь. Человек срывается с места в попытке достичь счастья, но вскоре, как правило, начинаются проблемы. Принято считать, что для того, чтобы попасть из точки А в точку Б, когда этого не очень хочется, нужна сила воли. Если она развита, то человек легко доберётся до счастья. Когда человеку силы воли не хватает, он срывается, сходит с пути к счастью и принимается заниматься самоуничижением. На вопрос «Почему это случилось?» ответ у большинства один: не хватило силы воли. Миллиарды заброшенных диет, уроков, спортзалов, множество невыполненных обещаний, отсутствие счастья и самоуважения – вот цена той ошибки, которую совершают люди из века в век.
Ошибка эта состоит в том, что человек часто заставляет себя что-то делать насильно. А ведь сила воли – механизм специальный, часто экстренный. Он нужен, чтобы начать процесс или резко его затормозить. Это стоп-кран поезда и аккумулятор автомобиля. На одной силе воли человек далеко не уедет. Принуждая себя что-то делать, человек натягивает струну, которая обязательно лопнет и больно ткнёт его в глаз, отбив всё желание активно развиваться. Для силы воли предусмотрено другое, более эффективное применение.
Автор в данном труде попытается научить читателя достигать счастья не привычным прямым путём, когда человек видит цель и пытается пробиться к ней, а обратным, поскольку нормальные герои всегда идут в обход. Хочешь счастья – беги от него, и тогда, сделав круг, ты найдёшь его с другой стороны. Прямой путь человечество исходило вдоль и поперёк, вытоптав всё до состояния пустыни, но так и не найдя ничего стоящего. Обратный путь – тропинка в почти девственном лесу, по которой изредка проходит знающий.
Для того чтобы достичь счастья, в первую очередь необходимо понять, что это в принципе такое. Понять не конкретный образ счастья каждого отдельного человека, а общее между этими образами. Счастье, если просто, – это состояние, вызванное соединением желаемого с действительным. Настоящего желаемого, того, о котором человек, как ни странно, очень часто не догадывается. Когда человек получил, чего хотел, или понимает, что скоро получит, он испытывает позитивные эмоции. Когда человек понимает, что он получил или скоро получит вообще всё, чего хотел от жизни, он испытывает счастье. Счастье отличается от яркой положительной эмоции именно полнотой ощущений и осознанным пониманием происходящего. В этот момент человек кажется себе максимально сильным и недоступным для негативного влияния. Человек больше не боится мира, мир наконец-то становится для него домом, а не тюрьмой. Испытывающий счастье часто может себе позволить лечь и умереть: он выполнил свою миссию, он выиграл игру. Если он продолжит жить, то счастье может улетучиться, поэтому некоторые предпочитают в этот момент умереть «красиво». Основная же масса людей, испытывших счастье, живёт дальше и при этом начинает «излучать». Счастливые люди больше не борются с миром и с другими людьми, гребя всё под себя, – они начинают дарить, улучшать и помогать тем, кто причастен к их счастью или просто случайно оказался рядом.
Счастье достигается необязательно в запланированном порядке – человек может обнаружить, что счастлив, совершенно случайно. Он может оглядеться и понять, что у него уже всё есть. Именно этот факт определяет основную особенность счастья: это не эмоциональный накал – это именно осознанное понимание собственной реализованности, единения с миром, безопасности и могущества.
Если с образом желаемого у большинства людей не всё гладко, то с восприятием действительности у большинства людей огромные проблемы. Человеку кажется, что он полностью управляет собой, но лучшие умы давно уже поняли, что это не так. В теории считается, что каждый может поступать правильно, но часто не хочет этого. Практика же показывает обратное. Как сказал апостол Павел, «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. <…> Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…» Ибо «…в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего…» (К Римлянам, 7:15, 19, 23). Большинством людей управляют шаблоны, заложенные в древней, животной части мозга – палеокортексе. И проблема в том, что человеку их очень сложно контролировать, но успокаивает, что человек хотя бы гипотетически может это делать.
Вторая часто встречающаяся в различных методичках инструкция по достижению счастья – повторяй за другим. За Богом, за святым, за миллионером, за поп-звездой. Он якобы уже нашёл эффективный путь к счастью, потратил на него свою энергию, и этот путь можно у него позаимствовать и повторить. По сути это тактика подражания, использования шаблона. Тактика подражания эффективна, без неё бы ребёнок не смог так быстро познавать мир, например. Но шаблоны – это еда детей и стариков, это манная каша мира мыслей. Со временем человеку необходимо учиться выгрызать свои собственные знания. Каким бы эффективным ни был чужой шаблон, он всегда чужой. Его выдумал другой мозг в других условиях, он на сто процентов внутреннюю картину мира остальных людей не отражает. Его как минимум нужно приспосабливать к себе и обтачивать, критически подходя ко всем его граням. Со знанием в руках обтачивать, а не принимать на веру. И чем сложнее шаблон, тем больше вероятность, что в нём скрываются противоречия. Человек возьмёт с виду качественный шаблон, а окажется, что внутри него крючок, на который человека кто-то ловит. Та же реклама – яркий пример такого механизма.