В последнее время много говорится о модернизации системы подготовки спортивного резерва. На первые вопросы: как и с чего начинать, какие программы внедрять, как правильно сочетать образовательный процесс и саму спортивную подготовку – авторы постарались дать ответ в первой части книги «Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Часть 1. Организация тренировочного процесса» (М.: Издательство «Спорт», 2016).
Но никакие преобразования невозможны, если не решены кадровые вопросы, и главное – не будет определен статус работника.
Физическая культура и спорт все больше приобретают очертания самостоятельной экономической отрасли, но за долгие годы в этой сфере человеческой деятельности уже давно сложились свои традиции, своя терминология. Мы привыкли под словом «тренер» понимать всех, кто непосредственно осуществляет тренировочный процесс, в том числе и тренера-преподавателя, являющегося одновременно и педагогическим работником. Со статусом педагогического работника все более менее понятно. Но теперь, когда все больше организаций осуществляют тренировочный процесс вне рамок образовательной деятельности, мы должны быть еще более внимательны к условиям труда тренеров и других специалистов, задействованных в этом процессе, но не являющихся педагогическими работниками и, соответственно, не обладающих привилегиями педагогической среды.
В чем же отличие и что мы можем сделать в данной ситуации?
Статус работника определяется совокупностью прав и обязанностей, социальных гарантий и компенсаций, законных интересов и ответственности, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Традиционно перечень обязанностей и ответственности работников представлен в законодательстве намного шире, чем предоставляемые им права и гарантии, а так ведь хочется, чтобы было наоборот!
Вместе с тем, основываясь на специфике труда тренеров и других специалистов отрасли спорта, уже сейчас можно отметить ее преимущества по сравнению с привычной для многих образовательной деятельностью. Трудовые функции педагогических работников и работников сферы спорта во многом схожи, но ряд позиций, связанных с условиями труда, нельзя даже уравнивать с образовательной деятельностью из-за большей интенсивности, разнообразия реализуемых программ, а также режима труда и отдыха.
Одно из наиболее ощутимых прав педагогических работников – право на сокращенную продолжительность рабочего времени, в то время как нормирование труда тренеров еще только предстоит установить законодательно. Сокращенная продолжительность рабочего времени никак не говорит о том, что работник посвящает выполнению должностных обязанностей меньшее время в день, неделю или месяц. Сама интенсивность труда и огромный блок сопутствующей (ненормируемой) работы делает эту льготу для тренеров и спортсменов непривлекательной.
Еще одно важное право – это право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Вспоминая ранее действовавшую данную норму необходимости повышения квалификации работников один раз в пять лет, можно увидеть, что важная составляющая часть профессионального роста, по сути, превратилась в повинность, так как выдаваемый документ о повышении квалификации рассматривался как необходимое условие при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории.
Особенно важно для развития нашей отрасли сейчас изменить стереотипы, заложенные в предыдущие годы, когда специалисты привыкли доверяться при получении образования лишь государству и не брать на себя никакой ответственности за уровень и качество получаемых знаний. Наверное, все заметили, что требования к вузам в последнее время постоянно растут, а в отношении работников законодательно не предъявляются требования совершенствоваться в профессии.
Также педагоги пользуются правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации. Для тренеров-преподавателей он установлен в размере 42 календарных дней.
Тренерам же физкультурно-спортивных организаций, согласно статье 348.10 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 4 календарных дней. В рамках коллективного договора возможно установить и более продолжительный, добавив еще 10 календарных дней, и, таким образом, общий размер ежегодного отпуска будет равняться тем же 42 дням.
Вместе с тем редко кто из тренеров может себе позволить отдыхать в течение года такое продолжительное время, поэтому предпочтительнее иметь именно дополнительный оплачиваемый отпуск, так как есть возможность заменить его денежной компенсацией! По аналогии с правом на получение длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.
Минспортом России предлагается закрепить законодательно возможность тренеру и спортсмену уйти в дополнительный оплачиваемый отпуск по окончании олимпийского цикла, что будет препятствовать профессиональному выгоранию, позволит, в случае необходимости, заняться здоровьем, уделить внимание решению бытовых и социальных вопросов, откладываемых зачастую «на потом».
С обидой и даже определенным упреком наши тренеры упоминают о праве педагогических работников на пенсию по выслуге лет, будто бы утраченном при переходе из системы образования в спорт. Постараемся объяснить, что расстраиваться по данному вопросу не приходится.
Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Фактически из-за пункта 12 Приложения к данному постановлению о Правилах исчисления периодов даже тренеры-преподаватели в настоящее время не могут выходить на пенсию по выслуге лет до 2027 г., так как необходимо было иметь на 1 января 2001 г. стаж 16 лет и 8 месяцев. Практически все, кто его имел, уже воспользовались правом выхода на пенсию до 2010 г.
Следует напомнить, что тренерскому составу ШВСМ и ЦСП данная льгота не предоставлялась, в том числе и в период, когда с 1992 г. по 2005 г. ШВСМ были образовательными учреждениями. В отдельных случаях тренеры имели возможность добиться «справедливости», но лишь в судебном порядке.