Наши глаза – несравненный зрительный анализатор, очень сложная и важная система. Это наилучший источник информации. Представьте, как тяжело однажды лишиться того, что дает возможность ощущать насыщенную и богатую красками жизнь.
При помощи глаз мы ориентируемся в пространстве, воспринимаем форму и цвет предметов и видим их на разном расстоянии; 90 % всей информации получаем именно глазами. Зрение дает человеку первое представление о внешнем мире и помогает подняться на первую ступень его познания. А если усилить зрение, вооружив глаз специальными оптическими приборами, границы познания неизмеримо расширятся. В наше время человек имеет возможность изучать движение атомов и электронов, видеть микробы и вирусы, может проникать своим взором за пределы Солнечной системы и судить о составе планет.
Интересно, что качество и свойства зрения любого живого существа зависят от его образа жизни и служат для его выживания. У хищников, например, мощное центральное зрение, необходимое для отыскания и преследования добычи. У преследуемых, наоборот, центральное зрение слабое, зато необычайно широкое поле зрения, помогающее заблаговременно обнаружить опасность. Заяц, которого недаром называют косым, способен на бегу, не оборачиваясь, видеть собственный хвост.
Нашим далеким предкам, тысячелетиями промышлявшим охотой, важно было хорошо видеть вдаль. Да и в более поздние времена охотники отличались острым зрением. Охотниками наши сибиряки или африканские лучники становились не оттого, что были зорки, а потому, что жизненная необходимость диктовала им такой промысел. Острота зрения вдаль приходила как функция этой работы. О глазе, как о самом сокровенном органе, на Руси издавна говорили «береги как зеницу ока». А ведь почти четверть населения нашей планеты подслеповато щурятся, пытаясь получше разглядеть друг друга. В чем причина нарушения зрения у современного человека?
Десятками тысячелетий замечательный оптический прибор – человеческий глаз – работал в режиме, обеспечивавшем видение предметов, расположенных на дальних, средних и лишь относительно редко на близких дистанциях. Достаточную остроту зрения во всех этих диапазонах обеспечивали двенадцать мышц, синхронно вращавших зрачки в нужных направлениях, а также способность хрусталика утолщаться, когда предмет был близко от глаза, и становиться более плоским, когда рассматриваемый предмет был далеко. Эта способность хрусталика-линзы менять свою конфигурацию называется аккомодацией.
При зрении вдаль направления осей зрения обоих глаз практически параллельны, при зрении вблизи мышцы сводят глаза так, что оси зрения пересекаются в точке, которую мы хотим увидеть. Сведение зрачков называется конвергенцией. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение этих мышц. Чем больше, чем регулярнее мы смотрим на близкую точку, тем мощнее станут эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку видения, как бы приучают глаза и центры управления зрением к рассмотрению только близких предметов. Книгу можно было бы читать, держа ее в вытянутой руке. Но мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц уже выработали стереотип близкого чтения. И мы кладем книгу перед собой на стол и низко склоняемся над ней. Биокибернетическая система с обратной связью «мозг—глаз» все чаще ищет ближние точки видения, все неохотнее различает дальние предметы. Человек все хуже видит вдаль.
Подсчитано, что семилетний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаз в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. И в том, и в другом случае происходит явная перегрузка мышечного аппарата. О том, как облегчить нагрузку на конвергирующие мышцы, немного позднее.
Итак, современный человек десятками тысячелетий формировал зрение – приспособление прежде всего для хорошего видения вдаль. Лишь последние века у человека появилась потребность постоянно и длительно видеть мелкие предметы (буквы, иероглифы) вблизи. За такой эволюционно короткий срок не могли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. А между тем все у большего числа людей гипертрофированно развитые конвергирующие мышцы не позволяли хорошо видеть вдаль, хрусталик глаза из-за слишком длительного пребывания в утолщенном состоянии (подобно линзе он фокусирует изображение на сетчатке глаза) все меньше проявлял способность уплощаться, то есть хорошо видеть не только вдаль, но и предметы, расположенные на среднем расстоянии от глаза. Появлялось то, что называют близорукостью, которую можно считать вынужденной адаптацией организма к новым условиям.