Одиночество. Как часто мы испытываем это чувство и насколько по-разному мы его воспринимаем? Кто-то пытается избавиться от этого ощущения, а другие только стремятся обрести его. Ежедневно мы стараемся измениться и поменять мир вокруг себя только для того, чтобы определить свое место в обществе или вне его. Внутри нас словно борются добро со злом, и только наше рефлексивное сознание позволяет сделать правильный выбор.
И всё же приходится задаваться простым вопросом: одиночество – это хорошо или плохо? Каждый может ответить на него по-своему либо спрашивать себя об этом всю жизнь. Многие философы, писатели и даже ученые давали свою субъективную оценку этому состоянию человека.
Николай Бердяев разделял одиночество на абсолютное и относительное: «Абсолютное одиночество есть ад и небытие, его нельзя мыслить положительно, его можно мыслить лишь отрицательно. Относительное же одиночество не есть только болезнь, и стоит оно под знаком не только отрицательным. Оно может стоять и под знаком положительным, может означать более высокое состояние „я“, возвышающееся над общим, родовым, объективированным миром. Одиночество может быть отпадением не от Бога и Божьего мира, а от социальной обыденности, которая сама есть мир падший. Оно может означать рост души. „Я“ отпадает от социальной обыденности и хочет перейти к более глубокому и подлинному существованию, оно периодически возвращается к социальной обыденности и вновь впадает в одиночество». Одиночество можно также охарактеризовать как некий барьер, который остерегает личность от общественного сознания.
Древнегреческий философ Эпиктет определял одиночество как состояние «лишенного помощи»: «Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же, как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок». Ведь даже будучи всегда в центре внимания, мы не можем быть убежденными в том, что наша жизнь закончится не в забвении.
Ливанский писатель и философ Джебран Халиль Джебран писал: «Одиночество – союзник печали, оно же спутник духовного возвышения». Жан де Лабрюйер видел в одиночестве и спасительную составляющую: «Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими». Ремарк же называл одиночество жизненным рефреном: «Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нём лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда». А Габриэль Марсель считал, что есть лишь одно единственное страдание – «быть одиноким».
Существует масса различных точек зрения о смысле и значении одиночества. И каждый человек переживает это состояние по-своему: кто-то видит в нем наказание за собственные ошибки, другие – неиссякаемые возможности для духовного роста и познания общества с отличной от общепринятой точки зрения.
Состояние одиночества позволяет человеку либо воспрянуть над общественной безликостью, либо упасть на дно с высоты своей беспомощности. Можем ли мы контролировать свою одинокость, самим определять ее форму и пределы, отказываться от нее и приобретать? Способны ли мы хотя бы отчасти познать свою сущность, отстранившись от социума с его посредственностью? Первично ли отшельничество по отношению к обществу, либо оно стало его следствием и пороком? Будучи одиноким, способен ли человек обрести счастье или же его спасение заложено в самом процессе противостояния социуму?
В этой книге вы найдете несколько историй о том, как человек воспринимает одиночество в самых разных его проявлениях и пытается найти ответы на вопросы, которые перед ним ставит судьба.
25 этажей вверх, 25 этажей вниз. Успехи и неудачи, счастье и горе, любовь и ненависть. Наша жизнь – словно длинная лестница: у кого-то прямая, у других – спиральная. С большими или маленькими пролетами, без остановок. Кто-то движется по эскалатору, а кто-то проваливается сквозь прогнившие ступени. Можно бежать по ней очень быстро, останавливаться на каждом этаже или же упасть ничком. Нас постоянно возвращают к началу, а мы сопротивляемся и бежим вверх. Держаться за перила уже нет смысла; перепрыгивая через ступени, ты несешься навстречу мечте, но не знаешь, что тебя ждет там – наверху. Ты звонишь во все двери и не оборачиваешься, когда тебя окликают. Хватаешь по пути вещи, знакомишься с людьми, а потом бросаешь их без сожаленья и обиды. Ты – человек, который хочет увидеть результат, финал, конец, но не наслаждаться жизнью. Не чувствовать каждую ее минуту, не забывать обо всем на свете и закрывать глаза в тишине, а только бежать по лестнице. Постоянно бежать вперед, как вечный двигатель, как сила и губитель природы.
Семья, любовь, дружба. Все это ты придумал сам, чтобы объяснять себе свою недостаточность. Тебе не нужны люди, тебя волнуешь только ты сам. Тебе важна только твоя жизнь, а все остальное – помеха или помощь, мусор или награда. Ты ничего не знаешь, ты ничего еще не видел. В масштабах Вселенной ты – песчинка, молекула, атом, пустота. Ты можешь увидеть города, страны, планеты, галактики, Бога, но тебя никто не заметит. Потому что тебя нет. Ты – ошибка, случайность, выдумка. Где ты, когда о тебе не вспоминают, забывают и тебя не замечают?
Войны, болезни, катастрофы. Все это твоих рук дело. Ты любишь разрушать так же, как и строить. Не считая жизней, ты достигаешь своих целей, а если нет – никто тебя не осудит. Ты ли венец природы? Двигатель прогресса? Создатель? Спаситель? Все, что делается твоими руками, направлено на то, чтобы тебе жилось легче, удобнее, быстрее. Ты ненавидишь планету и не заботишься о том, благодаря чему ты появился на свет. Планета выживет и без тебя, но что будет с тобой, лишенным всех благ природы?
Ты сжигаешь книги, которые сам написал. Ты убиваешь людей, которых сам воспитал. Ты наслаждаешься жизнью, когда другие страдают. Все, что не убивает тебя, уничтожаешь ты сам. Не существует на Земле места, вещи, создания, до которого бы не добрались твои жадные руки. Ты придумываешь науки и религии, но не понимаешь элементарных вещей. Ты стремишься исследовать новые планеты, хотя не можешь справиться с болезнями и войнами на своей собственной.
В чем твое предназначение? Какова роль, которую тебе отвели на этой Земле? Тебя ничему не учит история, и ты каждый раз совершаешь одни и те же ошибки. Ты готов пожертвовать всем во имя себя. Ты играешь роль Бога, которого сам и выдумал.
Годы, столетия, цивилизации. Сменяются поколения, а ты остаешься все на том же уровне. Злоба и агрессия, убийства и жадность, зависть и воровство – эти качества не искоренятся в тебе, похоже, никогда. Твоя врожденная слепота не позволяет тебе различать добро и зло и делает тебя уязвимым перед тем и другим.