1
В этот погожий день, перед тем как выйти работать на линию по контролю проездных билетов у пассажиров городского транспорта и осуществление других должностных требований, в городском управлении проводился короткий утренний ежедневный инструктаж самих контролёров, выстроенных по линейке старшим надзором качества Никитиным:
– Орлы, вы отлично знаете, – проводил он свой обзор, – согласно пункту 6.2.5 Правил, при выявлении пассажира без оплаченного проездного билета, пассажиру предлагается приобрести билет для дальнейшего погашения через устройство контроля, и если пассажир не в состоянии оплатить свой проезд, то в таком случае составляется протокол об административном нарушении предусмотренной статьёй 10.1 КоАП., штраф которого составляет одну тысячу рублей. Отсюда, выводы: Пункт Правил 6.2.5, мы негласно обходим, переходя сразу же к штрафам!
Орлы молчали, внимая начальству…
– План для контролёра оштрафовать в месяц не меньше суммы, указанной в вашем трудовом договоре! И кто из новичков не делает план на протяжении трёх месяцев, с теми благополучно придётся расстаться, ибо вы не прошли испытательный срок! Задача орлов – косить как можно больше зайчиков! Никитин обвёл всех взглядом, – так…, так…, Кисточкин, вас касается! У вас пошёл третий месяц и ни одного результата! Ни одного!
Гриша отвёл очи, почувствовав неловкость.
– Время на исходе, соберитесь Кисточкин и постарайтесь результативно поработать или мы с вами попрощаемся! – строго рассудил Никитин, – наш девиз – «зайцы не проскочат, орлы когти точат!» Давайте все вместе, забористо! – объявил Никитин.
– ЗАЙЦЫ НЕ ПРОСКОЧАТ, ОРЛЫ КОГТИ ТОЧАТ! – хором повторила выстроенная линейка.
– Браво! – похвалил инструктор. – Трудитесь орлята со всей тактичностью смело, будьте понаглее, проявляйте напористость! Служите в рамках закона, но не дайте зайцу ускакать от вас, – напутствовал он, – берите пример со Смолина Петра! Каждый месяц высший показатель! Висит на доске почёта!
Контролёры-орлята, полюбовавшись фотографией Смолина и вновь навострили уши в сторону старшего надзора по контролю качества:
– Сегодня пассажир решил сэкономить, обмануть, схитрить, а завтра мы сами пойдём на паперти, всем нашим единодушным коллективом…, – хмыкнул Никитин, – подумайте о своих птенцах, которых вам надо кормить… К работе надо подходить серьёзно и с уверенностью в завтрашней день. Сегодня оштрафовали, завтра получили зарплату! Можете приступать, орлы! Не смею вас больше задерживать! – заключил Никитин, закончив свой инструктаж.
Орлы разошлись… К Кисточкину подошёл его напарник Егоров Илья, с которым они одновременно пришли сюда работать, – Гришка, ну в самом деле, тебе нужна работа?
– Нужна, не то слово…, мне за комнату платить нужно, или выселит меня старушка.
– Тем более! Зарядись позитивом, если мы не будет осуществлять контроль, так вся страна начнёт кататься за нас счёт, – вкрадчиво разъяснил Илья.
– Да…, да, – поддакнул Гриша, отправляясь работать на линию 54-го трамвая.
– И вообще…, взгляни какая сегодня погода…, – оживлённо проговорил напарник уже на улице, – небо в лазури! – Так что не грусти…, орёл! Дела нормализуются, как и погода…
Контролёры разъехались работать по разным маршрутам, в соответствии с разнарядкой, один Никитин остался сверлить окулярами орлиную фотографию Смолина Петра.
«– Почётный сотрудник! Похвально!» – проговаривал он полушёпотом каждый день, не переставая восхищаться одним из лучших…
2
Собравшийся народ на остановке подозрительно косился на двух контролёров. Один который покрепче, повыше, – Илья, второй, который поменьше и в ширь, и в рост – Гриша.
– Давай, ты на этом, а я на следующем, через две остановки встретимся, – рассредоточился Илья.
– Давай, – с прохладцей ответил Гриша.
Из подъехавшего трамвая на остановку вышли люди. Кисточкин, сторонясь потока, зашёл в вагон с конца и сразу же предъявил жетон, держа в руках электронный терминал: – проверка билетов, пожалуйста…, – еле слышно пробубнил он.
Пассажиры блуждающими взглядами повернулись в его сторону и неохотно зашуршав карманами, предъявили оплаченный проезд. У поручня стояла женщина, неторопливо что-то рыская в сумке… Гришка грузно подвис около неё…
– Имейте совесть, я только зашла! – нервозным голосом возмутилась она, находя свой проездной, тут же приложив его к терминалу.
Контролёр с молчаливой благодарностью перешёл к диаметральной боковинке: – проверка билетов! – вторил он.
– Молодой человек, для начала, надо иметь уважение к людям и поздороваться, – обращаясь непосредственно к Гришке, пожурил его пожилой человек.
– Доброе утро, проверка проездных билетов, – исправился контролёр, на лету.
– Доброе…, пожалуйста! – показал ему пожилой человек своё право на проезд.
– А у вас что? – спросил контролёр у молодого человека, отвернувшего в окно.
– Что? – недопонял парень.
– Проездной билет ваш? Вы оплатили билет?
– Я…? Нет, – честно признался заяц.
– В таком случае оплачиваете штраф или выходите на остановке, – незамедлительно потребовал Гриша, проговорив тихим и скромным голосом, надеясь, что быть может хоть сейчас сдвинется глыба с места?
– На что я вам оплачу штраф, если только первый день устроился на работу? – оскалился парень, – мой отец с недавнего времени получил инвалидность. Пришлось бросить учёбу, выйти на работу и содержать родителей! И на проезд я ещё не заработал!
Сердобольный Гриша тут-же отступил от молодого человека со словами: – всё устроится, думайте о хорошем…
Парень сопроводил контролёра, удаляющегося вглубь вагона с потрясёнными глазищами. «Безукоризненная доброта…»
Серединка вагона отстрелялась исправно, все как один. Ближе к кабинке водителя, выявились две пассажирки, без проездного билета.
Одна молодая девушка, облазив всю сумку, заявила, что явно кошелёк забыла дома. – А что, с вами такого не бывает? – спросила она у контролёра.
Гришка не знал, что ответить, «с ним чего только не бывает!» – Будем считать, что вы оплатили, – успокоил он её.
– Спасибо, – поблагодарила его девушка, – но мне всё равно надо что-то думать, как быть… Придётся вернутся домой, в метро то без денег не пройду.
– Я могу вам дать на метро, просто так…
– Да, что вы…?!
– Берите, берите…, безвозмездно… Здесь около шестидесяти рублей, – проявил отзывчивость Кисточкин к незнакомой пассажирке, вручая ей всю свою карманную мелочь.
– Огромное спасибо, выручили…
– Не за что…
А та, что постарше, утверждала, что проезд оплатила, а вот куда делся проездной билет, «ума не могла приложить…»
– Я верю вам, не ищите…, – тут же он отстал от девушки. Не по нраву ему было наглеть, давить, требовать, стоять на своём…
Он жалел людей и по этой причине, как третий месяц, контролёр Кисточкин Гриша не собрал ни одного штрафа… Проявляя тактичность, Гриша проявлял чуткость и понимание к каждому…