Сложная система, в отличие от распространенного убеждения людей, не требует сложных систем регулировки и замысловатых правил внутреннего распорядка. Чем проще, тем лучше.
Нассим Николас Талеб. Антихрупкость.
Неужели это еще одна книга о еще одной системе для анализа деятельности предприятий? Зачем заморачиваться, если уже полно разработок подобного сорта, которые к тому же уже используются в ежедневной корпоративной жизни по всему миру?
Краткий ответ на этот животрепещущий вопрос таков.
В корпоративном мире очень заметна тенденция перехода от управления, основанного на правилах, целях и логических установках, к чему-то более жизнеспособному. К тому, что лучше приспособлено к быстрым изменениям. Использование внутреннего потенциала сотрудников, создание благоприятной среды для полноценного использования их талантов – к этому направлению разными путями приходят многие компании.
Сразу оговорюсь, что в этой книге под термином предприятие мы будем понимать все, что «осмысленно предпринимается с определенной целью». Это не обязательно логически оформленное намерение, имеющее форму юридического лица или иной организации.
Переход от чисто-логического мышления к какому-то другому, служащему в качестве основы для понимания своего окружения и своего предприятия, требует обновления базы, на которой это мышление строится.
Для решения этой проблемы я предлагаю определенную систему взглядов на жизнеспособность. Фактически, это и есть образная модель жизнеспособности. Она применима в различных, логически не связанных между собой контекстах1, поэтому при таком подходе выстраиваемая картина мира выглядит интересно и полноцветно.
Такие грандиозные задачи как формулирование основы для практического мировоззрения нельзя решать иным способом, кроме как «стоя на плечах гигантов». Поэтому изложение основано на метафорическом ряде, выстроенном на работах различных авторов. Не стояла задача докопаться до первоисточников, перво-философов и превратить книгу в подобие академического исследования. Читатель может заметить, что принцип построения книги базируется на методе, который в ней же и описывается. «Если ты продаешь печенье, то ты должен сам его есть» – это в точности про предлагаемую вашему вниманию работу.
Еще одним принципом книги является использование преимущественно образного мышления, которое может показаться не очень удобным тем читателям, которые привыкли к академической логике. Я и сам был какое-то время научным деятелем, стоящим на страже научности. То, что излагается в данной книге – это не наука в ее современном понимании. Не будет ни теоретических постулатов, связанных силлогизмами доказательств, ни проверки теории экспериментами. Хотя определенную параллель тут можно провести.
Что же будет в этой книге вместо науки? (Еще раз: никоим образом не хочу подвергнуть сомнению ценность научного подхода, которому отдал заметную часть своей жизни). В книге будут приведены примеры, которые создадут образный ряд, окружающий тему и позволяющий накопить метафорический опыт и общее понимание. Здесь нет никакого намерения «отменить науку». Научные достижения чрезвычайно важны в том числе и в контексте этой книги. Наука описывает определенный способ мировосприятия и занимает в представляемой картине свое определенное место наряду с другими подходами.
Образный подход, в отличие от научного, является сегодня не настолько распространенным в практических предприятиях, поэтому основной фокус внимания в данной книге будет именно на нем. В идеальной ситуации оба метода должны работать вместе и согласовано.
Логический (научный) подход подразумевает, что всякое понятие имеет свое четкое логическое определение. Чтобы сравнить два понятия, берутся определения обоих понятий и при помощи логических операций делается вывод об их совпадении, различии либо какой-то другой взаимосвязи.
Образный подход к анализу взаимосвязи объектов, рассматриваемый в данной книге, начинается с выяснения фрактального образа каждого из объектов. Если у двух объектов обнаруживается общий образ, это позволяет установить между ними взаимосвязь, которая позволяет описывать один объект через свойства другого. Общий образ говорит о некотором подобии объектов. Это является основой метафоры, т.е. перенесения значения, связанного с одним объектом, на другой объект.
Примеры, приведенные в данной книге, говорят о том, что у многих (если не у всех!) живых объектов можно обнаружить общий образ, который метафорически ассоциируется с Пятью Элементами (детали этого приведены ниже).
Часто в этой книге понятие или объект мы также называем метафорой, если мы предполагаем активное использование его для метафорического сравнения с другими объектами или понятиями.
Образные принципы допускают различное понимание разными читателями, поскольку образ по-разному ложится на имеющийся у каждого человека жизненный опыт. Можно сравнить этот подход с использованием притч, выстраивающих метафорический ряд для описания некой ситуации или некого живого контекста. Особенность состоит в том, что живой объект нельзя описывать только логикой в силу присущей таким объектам внутренней