Мой совсем не крошка сын как-то произнес буквально следующее: «Маманя, ты кадровик, жена у меня кадровик, сестра тоже, а я понятия не имею, чем вообще занимаются кадры. Раз уж ты вышла на пенсию и не желаешь работать, то, может, хоть книжку для людей напишешь? Такую – чтобы нормальным человеческим языком, чтобы даже непосвященным стало понятно, на фига вы там вообще нужны.»
Написанная мной ранее книга «Я руководитель Отдела» его совершенно не впечатлила, потому что она хоть и написана на примере Отдела кадров, но в большей степени ориентирована на тех, кто сталкивается с проблемами взаимоотношений «начальник – подчиненный». Дитятко настаивал, что необходима книга, рассказывающая о жизни рядовых кадровиков.
После некоторого размышления я поняла, что он прав. После более двадцати лет работы в кадровом делопроизводстве, мне пришлось столкнуться с тем, что большинство людей, в том числе мой собственный сын, слабо представляет, для чего нужен Отдел кадров – в простонародье Кадры. Хотя каждый, кто хоть раз устраивался на работу, никак не мог пройти мимо кадровиков.
Народные поверья говорят, что Кадры – это сварливые тетки, которые не понятно чем занимаются, вечно ворчат и явно не хотят работать – справок от них не дождешься, в документах идиотские ошибки, объяснить толком ничего не могут, а скорее всего не хотят. Им бы только чаи гонять, да печеньками закусывать.
Ну да, возможно, бывает и так. Но, поверьте, далеко не всегда.
Наверно поэтому я и взяла на себя труд просветить некадровое сообщество о деятельности небольшого подразделения, которое, вроде, у всех на слуху, но реально мало кто интересуется, а зачем оно вообще нужно.
Пара слезинок о тяжкой доле Отдела кадров
Теоретически, Отдел кадров занимается юридическим оформлением взаимоотношений работника и его работодателя. Наверное, лучше перевести на нормальный язык. Отдел кадров делает документы для приема, перевода на другое место, а также для отпуска, учета рабочего времени и увольнения. Так, пожалуй, лучше. Конечно, деньги (и отпускные, и командировочные, и зарплатные, и больничные пособия) рассчитывает и выплачивает бухгалтерия. Но чтобы правильно рассчитать бухгалтерии необходимо знать, кто с какого числа работает, с каким окладом; кто и когда уходит в отпуск или заболел; кто, когда и на каких условиях увольняется. Всю эту информацию, весь этот учет ведут кадры и на бумаге, и в общей с бухгалтерией программе.
Это, так сказать, база общая для всех отделов кадров и отдельных кадровиков. Дальше начинаются расхождения, которые зависят от размера Компании и фантазии руководства.
Небольшие, но претендующие на официальность, компашки выделяют отдельного кадровика, который помимо основной чисто кадровой работы часто еще ищет людей на образовавшиеся вакансии, организует мероприятия, занимается социальными вопросами (материальная помощь, путевки), премиями, выговорами, благодарностями, обучением. Но в совсем мизерных фирмочках, случается, нет самостоятельного кадровика, его обязанности выполняются офис-менеджером, бухгалтером, юристом или Генеральным директором. Возможны различные вариации. Как известно, народ наш неистощим на выдумки. Общее одно – кадровые дела для них вторичны.
К нам часто приходили устраиваться с испорченными трудовыми книжками. Бывало, что в качестве трудовой книжки приносили какие-то блокноты, купленные в переходах, и лишь отдаленно напоминающие официальный документ, являющийся, кстати, бланком строгой отчетности. Нам приносили книжки без печатей, с непонятными записями. Когда было возможно, то мы отправляли людей на их прежнее место работы с краткой консультацией, что именно должно было быть в книжке у них написано. Если ошибки были в прошлых «затертых» годах, то предупреждали, что при оформлении пенсии могут быть проблемы.
Честно говоря, я рада, что трудовые книжки начали переводить в электронный формат. С одной стороны, работы кадровикам несколько прибавилось, а с другой – порядка будет больше, а проблем людям меньше.
Я немного отвлеклась, на свое на «девичье». Продолжаю.
В крупных компаниях, как правило, Отдел кадров – это небольшая часть большого подразделения. Там существует условно Департамент персонала, состоящий из отдела, занимающегося поиском персонала, отдела, занимающегося социалкой и премиями, отдела обучения, возможно, еще парочки каких-нибудь отделов типа охраны труда и/или организации внутренних мероприятий и, наконец, Отдела кадров.
Именно так. В самом конце.
Что поделать, Отдел кадров – нелюбимое дитя, причем не только у руководства Компаний, но даже и у руководства Департамента персонала. Почему? На то есть несколько причин. Все достаточно прозрачно.
1. Отдел кадров абсолютно бесполезен для бизнеса. Возьмем рекрутеров. Чем быстрее и чем более профессиональных людей найдут рекрутеры, тем лучше будет работать бизнес. Логично? Полезно? Да! Или, например, мотивационщики. Чем более качественные схемы премирования придумают те, кто занимается премиями, тем сильнее люди будут мотивированы на бизнес, и тем лучше этот самый бизнес будет работать. Тоже логично? Тоже полезно? Естественно! А обучение?! Чем лучше отдел обучения научит людей работать, тем лучше будет их результат в бизнесе. Логичность и полезность данного утверждения также не подвергается оспариванию.
А что же Отдел кадров? Чем лучше работает Отдел кадров, тем меньше его видно, тем меньше о нем думают. Это как воздух. Мы дышим и не думаем о нем. Вспоминаем, когда чувствуем, что дышать невозможно. Тогда начинаем метаться и думать, что делать.
Деятельность кадровиков никак не влияет на бизнес. Точнее, конечно, влияет. На хороший Отдел кадров не надо отвлекаться, и Генеральный может быть абсолютно уверен, что его тылы законодательно прикрыты. Но, к сожалению, чтобы это понять, руководителю надо сначала пройти через проблемы, штрафы и суды. Не у каждого руководства есть такой опыт.
Незадолго до моего ухода из одной околостроительной организации, в которой работало чуть менее ста человек, Директор нехорошо расстался с одним из начальников отдела. Предприятие это было бюджетное (то есть финансировалось из государственных средств), и его деятельность заключалась в распределении и контроле за осваиванием бюджетных средств строительными компаниями. Поэтому когда директор понял, что его сотрудник, увольняясь, не предоставил ему кучу документов, а речь шла, напоминаю, о государственных средствах, то он (директор) не нашел ничего лучшего, как придержать трудовую книжку увольняющегося. Естественно, я была против, объясняла, как могла, все риски. Но у шефа страх перед государством за расход бюджетных средств был гораздо сильнее. Не слушая меня, он забрал из моего сейфа трудовую книжку работника, добавив, что всю ответственность берет на себя.