В декабре 1812 года, завершив разгром французов, русские войска вышли к пограничной реке Неман. Всего полгода назад, в июне, эту реку, начиная свой поход на Москву, переходила Великая армия Наполеона. Теперь её больше не существовало. Фельдмаршал Кутузов поздравил солдат с изгнанием врага из российских пределов и призвал «довершить поражение неприятеля на собственных полях его». 13 января 1813 года Неман уже пересекли наши части. Так начался Заграничный поход русской армии, больше известный в Европе как война Шестой коалиции. На начальном этапе планировалось вытеснить остатки французских войск маршала Макдональда из Пруссии и австрийского фельдмаршала Шварценберга и бригадного генерала Ренье из Польши.
Маршал Макдональд
Главные силы двигались на запад тремя колоннами: Главной, где находились командующий и император Александр I, Западной, которой командовал адмирал П. В. Чичагов (в феврале его на этом посту сменил Барклай де Толли) и Резервной. Вдобавок к этому на Кёнигсберг направлялся отдельный корпус генерала Витгенштейна.
Находившаяся за Неманом армия Наполеона насчитывала до 70 тысяч человек, но французов там было совсем немного. В основном это были союзные французскому императору австрийские, прусские и саксонские части.
Б. П. Виллевальде. Утоление жажды.
Численность русской армии составляла 106 тысяч человек. И это были закалённые в победах и поражениях бойцы, изгнавшие из родной земли полчища врага. Первый раз попав за пределы отчизны, они любовались незнакомыми пейзажами, дивились каменным домам в деревнях и достатку, в котором жили их хозяева – прусские крестьяне, бюргеры и ремесленники. Несмотря на то, что солдаты были измотаны долгим походом, их боевой дух был очень высок.
Б. П. Виллевальде. Лейб-гвардии конный полк в немецком городке.
Боевые действия русские войска начинали в одиночку. Правда, с наполеоновской Францией ещё воевала Великобритания, но их противостояние проходило на морях и в далёкой Испании. Несмотря на поражение французов в России большинство европейских стран или оставались верными союзу с императором Франции, или пока занимали выжидательную позицию.
В Кёнигсберг части Витгенштейна вошли уже 6 января. Противник отступал из города так стремительно, что не успел вывезти свою артиллерию. Пушки просто сбросили в реку Преголе. В плен попало до 10 тысяч неприятельских солдат, в основном раненых и больных. В городе были захвачены большие запасы продовольствия, снаряжения и фуража.
П. фон Гесс. Казаки у кузнеца.
Со стороны местного населения русские повсюду встречали самое доброжелательное и радушное к себе отношение. В наших войсках все видели избавителей от господства Наполеона. Не было никаких проблем с закупкой и доставкой продовольствия или фуража, солдат даже бесплатно угощали пивом.
Генерал Йорк фон Вартенбург
В конце января прусский корпус генерала Йорка оказался отрезанным от основной массы французских войск. Желанием гибнуть за Наполеона пруссаки и раньше не отличались, а теперь не хотели и вовсе. Командир корпуса договорился с нашим командованием о своём нейтралитете. Прусский король объявил о снятии Йорка с должности и… уехал из Берлина, где стоял французский гарнизон, в Бреслау, подальше от наполеоновского контроля.
Попутно велись переговоры и с австрийским фельдмаршалом Шварценбергом, армия которого находилась на пути русских войск к Варшаве. Поскольку австрийцы тоже не желали проливать кровь, защищая герцогство Варшавское и его столицу, эти переговоры также увенчались успехом. В результате подписанного перемирия австрийцы ушли в Галицию. Фактически Австрийская империя прекратила боевые действия против России и вышла из войны. После этого русские успешно оттеснили Саксонский корпус генерала Ренье.
В середине января маршал Мюрат сложил с себя обязанности командующего французской армией, передав эти полномочия пасынку Наполеона Евгению Богарне. Свою отставку императорский любимец мотивировал «расстройством здоровья». Будучи ещё и неополитанским королём, он отправился к себе в тёплый Неаполь. Причём весь путь проделал всего за две недели, на что Богарне не без ехидства затметил: «Совсем недурно для больного!» По существу, Мюрат просто бросил армию, решив, что спасение собственной короны для него гораздо важнее.
Жан Ренье
Евгений Богарне
Наполеон же, вернувшись во Францию, со свойственной ему энергией приступил к созданию новой армии. Он понимал, что теперь речь идёт уже не о новых завоеваниях, а о сохранении созданной им империи. За счёт мобилизации к весне 1813 года ему удалось поставить под ружьё почти 200 тысяч человек, но обеспечить армию кавалерией и артиллерией в достаточном объёме не удалось. Для этого не хватало ни времени, ни ресурсов. Да и боевые качества новых частей сравнить с прежними, конечно, было нельзя. Тем не менее планы императора, как всегда, оставались весьма амбициозными. Его военный гений после неудач в России нисколько не угас. Своим генералам он говорил: «От успехов русские осмелеют. Я дам им два, три сражения между Эльбой и Одером и через полгода буду снова на Немане».
К. Э. Гесс. Русские казаки в походе.
Пока же в его планы входило остановить движение войск противника, используя гарнизоны крепостей и крупные водные преграды, такие как Висла и Одер. Однако всё получилось иначе. Утром 20 февраля отряд генерала Александра Чернышёва неожиданным ударом ворвался в столицу Пруссии Берлин.