Мудрые мысли всегда заставляют взглянуть на тот или иной предмет по-новому, подталкивают к поиску, изменяют думающего и ищущего, а с ним – и окружающий мир. Как отмечал А. С. Пушкин, «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Думается, что сопоставлять мысли разных людей, отыскивая противоречия и «общие места», – занятие не менее увлекательное.
История отечественной афористики, по сравнению с восточной и западно-европейской, достаточно молода. Однако, как отмечал А. М. Горький, сама «наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью». По его же мнению, «мышление афоризмами характерно для народа». И пожалуй не будет преувеличением сказать, что вряд ли найдется еще такой народ, у которого бы сложился и активно использовался в повседневной речи столь богатый и разнообразный арсенал пословиц – поистине бесценный клад народной мудрости.
«Я очень много учился на пословицах, иначе – на мышлении афоризмами», – писал А. М. Горький, и представляется, что в большинстве своем отечественные писатели именно на русских пословицах «учились» лаконичности, предельной сжатости и точности выражения мысли, оттачивая свой индивидуальный стиль, а в общем – формируя и развивая наш родной язык. Достаточно вспомнить, например, что в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» встречается более полусотни афоризмов, значительная часть которых воспринимается нашими современниками в качестве пословиц («Счастливые часов не наблюдают»; «Грех не беда, молва не хороша» – и т. п.). А сколько афористических высказываний в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Отцах и детях» И. С. Тургенева, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого, пьесе «На дне» А. М. Горького?..
Если посмотреть на афоризм как на особый малый литературный жанр, то, действительно, нельзя не согласиться, что «молод еще», «зеленый» наш российский афоризм. Но если же посмотреть на него как на явление, то, пожалуй, ничем мы и не уступаем ни западной, ни восточной традиции.
В XIX в. начинают появляться сборники отечественных афоризмов и авторские издания, включающие мысли, размышления, заметки и т. п. (В. О. Ключевский, Л. Н. Толстой и др.); появляются знаменитые пародийные афоризмы Козьмы Пруткова, существенно повлиявшие на дальнейшее развитие отечественного афоризма.
В советское время «афористика подверглась деформации значительно больше, чем другие жанры литературы», «главным в эти годы было издание книг зарубежных классиков… а также “перелопачивание” старых, в основном зарубежных, афоризмов в периодических изданиях» (Н. Т. Федоренко). Тем не менее, именно XX в. подарил нам сборники мудрых мыслей В. В. Розанова, И. Шевелева, В. Солоухина, В. Стариченко и некоторых др.
В настоящем издании представлены афоризмы отечественных мыслителей и философов, известных ученых и общественных деятелей, писателей и художников (преимущественно XIX – начала XX вв.), чьи мысли по праву входят в золотой фонд «Мудрости России». Издание несомненно будет интересно всем, кому свойственно думать и рассуждать, искать ответы на «вечные вопросы», а также просто любителям увлекательного, но полезного чтения.
Красная площадь в Москве (фрагмент). Алексеев Ф. Я.
Гадающая Светлана. Брюллов К. П.
Русь!.. Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?
Н. В. Гоголь
Святая Русь – страна деревянная, нищая и… опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя.
М. А. Булгаков
Сердечное убеждение, что святая Русь достигнет некогда высочайшей степени благоденствия, что не вотще дарованы русскому народу его чудные способности, его язык, богатейший и сладостнейший между всеми европейскими, что предопределено россиянам быть великим, благодатным явлением в нравственном мире…
Ю. Н. Тынянов
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
И. А. Бунин
Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.
В. Г. Белинский
Россия по преимуществу – страна будущего.
В. Г. Белинский
В нашей стране даже темная ночь может стать ярким солнечным утром.
Н. А. Островский
В России две напасти:
Внизу – власть тьмы,
А наверху – тьма власти.
В. А. Гиляровский
В России центр на периферии.
В. О. Ключевский
Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает еще третьей стороной.
П. Я. Чаадаев
Говоря о России, постоянно воображают, будто говорят о таком же государстве, как и другие; на самом деле это совсем не так. Россия – целый особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, – именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело: во всех случаях одинаково, это – олицетворение произвола.
П. Я. Чаадаев
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас?..
А. С. Пушкин
Еще не было в истории примера, чтобы какой-нибудь народ так обабился, как мы. Россия – баба. Вечноженственное: «нет, нет!», а в сущности – уже покоряются и слушаются со смаком, с упрямством длительным – не оторвешь.
З. Н. Гиппиус
Мало солнышка – вот все объяснение русской истории. Да долгие ноченьки. Вот объяснение русской психологичности. Мы не зажжем инквизиции. Зато тюремное ведомство – целое министерство.
В. В. Розанов
Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
В. О. Ключевский
Зря Россию через страны дальны:
Сто языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!
В. К. Тредиаковский
Нет, нет! Оно прошло, губительное время,
Когда невежества несла Россия бремя.
А. С. Пушкин
Новые хозяева (фрагмент). Богданов-Бельский Н. П.
Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем ее свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями…
К. Г. Паустовский
Неслышно и тихо совершается переворот в обществе; иноземные начала перерабатываются, превращаются в кровь и сок; восприимчивая русская природа, как бы ожидая этого влияния, развивается, растет не по дням, а по часам, идет своей дорогой, – и со всей трогательной простотой и могучей необходимостью истины возникает вдруг, посреди бесполезной деятельности подражания, дарование свежее, народное, чисто русское, – как возникает со временем русский, разумный и прекрасный быт и оправдывает наконец доверие нашего великого Петра к неистощимой жизненности России.