Анатолий Музис - Парамский порог Енисея

Парамский порог Енисея
Название: Парамский порог Енисея
Автор:
Жанр: Книги о путешествиях
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Парамский порог Енисея"

Павел Иванович держит лодку на стрежне реки и вместе с Витимом, прорвавшимся сквозь Южно-Муйские горы, мы устремляемся прямо на север, к центру Муйской котловины. Там, близ реки Муи, словно наткнувшись на невидимую преграду, река изгибается к востоку, делает большую 25-километровую петлю и снова продолжает свой стремительный бег на север.

Бесплатно читать онлайн Парамский порог Енисея


Парамский порог Енисея

(из рассказов геолога)


Катер тянет баржу по Витиму. В переднем отсеке баржи – грузы, накрытые брезентом, в заднем – натянута палатка-шестиместка. Она должна спасать геологов от дождя и холода. Но сейчас над Витимом солнце. Экспедиционные рабочие сидят на носу баржи и на корме, лежат на крыше кубрика, курят, рассматривают в бинокль берега.



Впереди черный барьер Южно-Муйских гор.  Вершины припорошены снегом.Серая глянцевая вода течет спокойно, как масло.

С гор по долине Витима, как из трубы, дует резкий холодный ветер. Катер,а за ним баржа, медленно втягиваются в эту "трубу". Зеленые острова остаются позади, скрываются за поворотом,  за скалами, исчезают словно не были. От необъятного синего простора над головой остается только небольшой лоскут. Справа и слева поднимаются высокие отвесные скалы, лоснящиеся как уголь. И вода здесь под стать им  –  черная, лоснящаяся, чуть отливает зеленью, как бутылочное стекло.

Но ее спокойствие обманчиво. Легкая пена. Волна. Баржу покачивает.

– Шивера! – говорит уполномоченный продснаба,  сопровождающий грузы на Многообещающую Косу.

Шиверой  называют в Сибири небольшие каменистые перекаты.  Я киваю головой – мол, понимаю – и смотрю вперед. Там вторая шивера – более мощная.  Белые буруны покрывают воду, из которой то здесь,  то там высовывают свои обмытые лысины крупные валуны. 150-ти сильный катер "Победит" пыхтит натружено, выбрасывая из патрубка клубы дыма и копоти. Старшина Иван Суханов выглядывает из рубки. В бинокль мне отчетливо видно его обветренное лицо. Черная форменная фуражка надвинута на глаза. Блестит лакированный козырек,  ремешок схватывает крутой крепкий подбородок. Суханов что-то говорит матросу. Тот у борта катера непрерывно проверяет глубину шестом.  И не зря. Баржа то и дело толкается днищем о камни. Толкнется, вздрогнет и дальше.

Уполномоченный  расстегивает плащ-дождевик,  под который поддета меховая жилетка, и продолжает прерванный разговор.

– Рассказывают,  давно-давно  пал на землю  Золотой Дракон.  Голова его пришлась на Аляску, туловище  на Колыму,  а хвост протянулся до самого Забайкалья.  Вот на кончике этого хвоста  и  расположилась  Многообещающая Коса. Кто дал ей такое название? Что она обещала людям? Хвост ли Золотого Дракона или несколько волосков с его драгоценной шкуры?.. Когда-то здесь был крупный рудник на золото. Триста домов стояли, а сама-то Коса чуть больше будет, если все эти дома в кучу сложить. Людно было, пока шло хорошее золото. Оскудел рудник, опустела коса.  Отдельные старатели перемывали отвалы, но все уже было не то…

– А давно здесь стоял рудник? – спрашиваю я.

– Годов до двадцатых, однако, работали, не более.

– А сейчас что на Косе?

– Продснаб стоит. А еще экспедиция. Здесь сейчас везде экспедиции.

– На золото? – интересуюсь я.

– Есть и на золото.  Но золото нынче  не главное.  На Косе теперь  КИП-4 работает.

– КИП-4?

– Да. Комплексная изыскательская партия Сибирского гидропроекта.  Ведут изыскания под створ гидро-электростанции. А всего их будет восемь: от Романовки до Мамы…

Так вот оно что! Еще недавно доходившие до нас неясными слухами вести о каскаде Витимских гидро-электростанций  – первая из которых должна дать ток Наминге – на Многообещающей косе,  уже облекается в плоть.  За изыскательскими работами ведь недалеко и строительство!

Я оглядываюсь  на тесные стены ущелья.  Здесь есть  что  перегораживать.  Можно представить себе  какую силу обретет поток,  когда белое тело плотины высотой  в сто пятьдесят метров  перегородит ущелье.  Вода поднимется  и в долине Витима и в его притоках,  в верховьях образуются обширные водохранилища…

Я смотрю  на обрывистые скалистые берега Витима,  на густую щетину тайги в боковых распадках, на зубчатые гребни вершин и одновременно с восхищением во мне нарастает тревога: ущелье, чрезвычайно удобное для гидро-станции,  все больше и больше  представляется мне  непроходимым.

По ходу маршрута нужно было взглянуть и на Парамский порог.

– Едем на Парам, – сказал я тогда своим спутникам.

И мы поехали – я, Леша Спиркин и Павел Иванович Болдюсов. Гудел момотор, тянулись по сторонам берега Витима – знакомые, словно я знал их с детства.  Еще бы,  я столько  думал о них,  видел с самолета,  раскапывал в Спицино, Догапчане, Толмачевском, отрисовывал на карте.


С этой книгой читают
Четыре парашютиста безмолвно канули в черный провал люка, и вслед за ними полетели тюки с радиостанцией, оружием, продовольствием. Настала очередь пятого. Он подошел к дверце и ухватился за ее край, готовясь к прыжку. Парашютист крепко сжимал пальцами косяк дверцы. Даже в темноте неосвещенного самолета видно было, как он побледнел… Он стоял, окаменев, не отпуская дверцу, не пытаясь оторваться и не произнося ни слова.
Дочь и штамп в паспорте еще формально связывали ее с человеком, которого она продолжала любить. Пусть в тот момент он был далек от нее, но если бы захотел вернуться – дочь могла их соединить вновь. Отдать дочь, значило для нее сжечь мосты. Она все еще не понимала, что есть "мосты", по которым нет возврата.Фото на обложку взято из коллекции автора.
Они учились на одном курсе геологического факультета. После его окончания судьба разбросала их по разным регионам Союза. Один открыл месторождение, основал поселок и начал добычу разведанного пласта угля. Другой освоил профессию и стал представителем министерства. Прошло много лет…Фотографии взяты из коллекции автора, его коллег-приятелей (Олега Брынова, Бориса Шарковского, Марины Стебаковой и Арона Каца), и из свободно размещенных в интернете.
В сборнике 4 рассказа о геологе, его становлении от студента-дипломника в геологической партии на Алтае до начальника поискового отряда в затаеженном Забайкалье. В них описаны работа, быт и его приключения в ходе работ.Фото взяты из личной коллекции автора.
Ангел-хранитель с синдромом отличника, девочка, одержимая идеей спасения утопающих, и мальчик, который был в созависимых отношениях с матерью вплоть до её смерти – вот что из себя представляют главные герои этого романа.Кит теряет маму в авиакатастрофе и не понимает, как ему жить дальше. Ведь двадцать лет его жизнь была завязана на постоянном ожидании, когда же она вернётся из очередной поездки! Кит винит себя в смерти матери и пытается наказать
Повесть «Девять дынь» рассказывает про то, как брат с сестрой провели свои летние каникулы в далёком Казахстане у родной тёти. Как Лиза и Шурик ходили в поход, преодолевали страх, растили птенца и отмечали десятый день рождения.Им ещё предстоял долгий обратный путь в Кузбасс. Дети и их родители даже предположить не могли, с какими приключениями им придётся столкнуться.
Иронический, с элементами фарса, рассказ «Мы никогда не увидимся, Джоди!» повествует о молодом человеке, скромном школьном учителе, из деревни Капустино. Однажды он ощутил свет далекой звезды, но не с небосклона, а с берегов кинематографической Америки. Герой почувствовал, что, прикоснувшись к этому свету, он обретет подлинную свободу. И у него рождается дьявольский по своей хитрости план, как организовать встречу с любимой кинозвездой.
Серия «Удивительное страноведение. Калейдоскоп вопросов» полезна для расширения кругозора и профориентации. Каждая страна в серии рассматривается через 25 вопросов, которые создают импульс для самостоятельного исследования, сравнения одной страны с другой, поиску закономерностей и различий.
Один из первых сборников Владимира Гоголя, судя по названию, предназначенный для женщин, о женщинах и о любви. С шуткой и всерьез.
Шестиклассник, не сдавший экзамены, отправляется в гости к бабушке на далекую планету. Перепутав место назначения, мальчик попадает на заброшенную биологическую станцию, где знакомится с новыми друзьями – роботом и таинственными кропсиками.
Однажды Мила спасает парня, собравшегося шагнуть с балкона шестнадцатого этажа. Однажды Глеб находит ту, кто удержит его в его неудавшейся жизни. И уже вместе им придется столкнуться с тем, что появляется в ночь полнолуния... Вполне самостоятельная повесть, относящаяся к миру "Прогулок по крышам" и "Нестрашных снов". Читается после:)
Пережить предательство близких людей – можно. И нужно. Узнать, что обладаешь способностями к телекинезу – это даже к лучшему. Попасть в мир, где балом правят сверхъестественные расы – мечта любого парапсихолога. Влюбиться в древнего вампира – сложно. Познать его страсть – заманчиво. Опасно. И всё это только начало… От автора: действие романа происходит в мире князей Сандровских. В тексте присутствуют сцены эро