© Владимир Басалаев, 2019
ISBN 978-5-4485-6354-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Закончился 17-й веломарафон Париж-Брест-Париж 2011 года. Всё позади, осталось только добраться домой. Сижу в самом дальнем отсеке терминала «Е» аэропорта «Шарль де Голль». Здесь никого нет, тишина, и в оставшиеся часы до начала регистрации на авиарейс можно сосредоточиться на своих мыслях.
Что это? Начало описания очередного большого веломарафона? Но когда я шёл марафон, то решил, что не буду о нём писать. И сейчас не знаю, стоит ли заниматься этим? Ведь большинство людей не извлекут из этого практической пользы, потому что по сути своей никогда не решаться заняться чем-то подобным. А мои коллеги хорошо понимают, что большой марафон, это слишком индивидуально для возможности сделать применимые к себе выводы.
Вот, и новая ручка, презентованная на одном из КП, отказывается писать… Но нет, оживил её, расписав о резиновую подошву кроссовка…
Да и мне пользы от этого будет немного. Разве, что в очередной раз потренировать память, извлекая из её потаённых глубин промелькнувшие, словно в призрачном сне отдельные моменты веломарафона. Уверен, что не всё получиться вспомнить…
Пожалуй, к веломарафону Париж-Брест-Париж 2011 года я оказался подготовлен. За время прошедшее с ПБП-2007 пройдено большое количество веломарафонов с неплохими показателями. Из них, два 1200-киломеровых веломарафона. В этом сезоне велоклубом «Сура-Марафон» последние веломарафоны на 400 и 600 километров проводились с вечерним стартом, чтобы лучше подготовиться к тому, как это будет во Франции. Но Веломарафон Париж-Брест-Париж – особый веломарафон! Это веломарафонские Олимпийские игры, это праздник для тысяч любителей веломарафонов приехавших со всего света! Это перепад высот на дистанции – выше Эвереста! Это скромный, но отработанный сервис, строгие правила и никаких поблажек! Это маршрут, проложенный так, что временами думается об издевательских намерениях организаторов! Это люди, встречающиеся на пути марафонцев, показывающие своё восхищение как тем, кто идёт впереди, так и тем, кто отстал, и даже сходит! Это дорожные указатели на французском, с названиями городов и посёлков, которые невозможно правильно произнести, мало-мальски владея языком. Это спасительные светоотражающие стрелки указывающие направление на Брест и на Париж. Это белая разделительная светоотражающая полоса на дорогах среди чёрных ночей. Это… Любой веломарафон непредсказуем. Но Париж-Брест-Париж, особенно.
И вот, перелет в Париж, ряд мелких неурядиц случившихся в дороге… У кого не бывает?
Это Париж!
В аэропорту меня встретили французские тандемисты Але и Одил, с которыми я знаком уже несколько лет. На их машине через центр Парижа доезжаем до кемпинга в Версале, к четырехместному домику на колёсах, где уже расположилась семья ещё одного участника от нашего клуба Андрея Тимаева. Он, вместе с супругой Ольгой и дочерью Александрой, ждёт нас.
Ужин, организованный на столике у домика вместе с любезными французами, оказался весёлым и информативным. Але – велосипедист с огромным опытом. Он четыре раза ходил Париж-Брест-Париж и имеет лучшее время прохождения 79 часов в 1987 году. В 1999 году вместе с двумя сыновьями Христофором и Антони марафон был пройден за 82 часа. В 2003 году Але прошёл дистанцию веломарафона за 81 час, и в 2007 году за 89 часов. Прошлым летом тандем Але и Одил в составе Клуба тандемистов Франции участвовал в путешествии по Ленинградской области. Причём, до начальной точки маршрута «Таллин-Санкт-Петербург-Хельсинки» они доехали своим ходом, пройдя более двух тысяч километров из центра Франции. С удовольствием вспоминаю эту весёлую компанию, с которой мне довелось проехать на тандеме от Иван-Города до финской границы за Выборгом.
Благодаря Александре, владеющей французским языком, мы многое сумели услышать и рассказать.
Опускаю последний день подготовки, регистрацию и техосмотр велосипедов, но отмечу, что очень приятно было встретиться с марафонцами из разных городов России. Договорился с питерским пунктом поддержки на двух КП и передаю им часть вещей, которые понадобятся мне на маршруте.
Тенденция удвоения участников в очередном веломарафоне Париж-Брест-Париж от России сохраняется и завтра на старт выйдут 86 марафонцев, представляющих нашу страну. Число же наших веломарафонских клубов на текущий момент увеличилось до 24.
И вот, стоим на старте вместе с Андреем. Это процедура, которую приходится выдерживать в течение нескольких часов. Сначала на улицах города, затем на стадионе Гимназии Прав Человека. Заявившихся на вечерний старт с нормативом 90 часов набирается более 4000. Сразу дать старт всей этой массе затруднительно и поэтому она делится на группы по полтысячи человек, стартующих с интервалом минут 15—20. Участников следует растянуть и для того, чтобы исключить массовое прибытие на КП, с чем обслуживающий персонал может не справиться. Пребывание в этой очереди, на жарком солнце, утомительно и по затратам энергии потянет на многие десятки километров пути. Сейчас я уже понимаю, что оптимальным было бы спать днём до предела, прибыть к месту старта в самое позднее время и стартовать в последней группе. Но и тогда в очереди придётся стоять часа полтора.
Приходит сообщение по мобильному телефону. Людмила пишет: «Успехов тебе и Андрею. Будь внимателен». Она знает, что пожелать. Отвечаю кратко: «ОК».
Рядом с нами Сергей Баранов из Нижнего Тагила и ещё несколько российских веломарафонцев. Смотрим и обсуждаем различные технические решения, увиденные на рядом стоящих велосипедах. Девушки из групп поддержки подходят к изгороди, приветствуют и фотографируют нас, перекидываемся фразами. Стоять не так уж скучно.
За сотню метров до старта устанавливаю на место велокомпьютер со сброшенным в ноль одометром. Так я смогу без вычислений видеть общее пройденное расстояние. После старта стоящей впереди нас группы организаторы принялись произносить на французском громкие, долгие, но малопонятные напутственные речи, которые, честно говоря, уже не впечатляли так, как это было в прошлый раз.
Что я чувствую сейчас? Чувствую торжественность момента и осознаю свою причастность к этому событию. Не чувствую приближения трудностей, как это было здесь же, четыре года назад, на первом для меня 1200-километровом веломарафоне. К хорошему человек быстро привыкает.
Вдохновляющие речи закончились. Пошёл обратный отсчёт от «дис» до «зеро»… Одна за другой отлетают в прошлое последние десять секунд ожидания и покоя.
Последние секунды перед стартом