Последние двадцать пять лет новое поколение пастырей выполняет своё служение в странах, ранее составлявших советскую империю. До нас проповедовали Евангелие другие пастыри. Наши предшественники жили и созидали евангельские церкви в совершенно иных условиях. В большинстве случаев они действовали подпольно, за что платили довольно высокую цену: подвергались преследованиям, заключались в тюрьмы и лагеря, теряли близких и становились объектом для социально-экономического и психологического давления. Это была суровая, сложная, крайне болезненная эпоха для христианских церквей. Но последователи Христа создали весьма устойчивую систему общинной жизни, что позволило не только выстоять в годину искушений, но и моментально воспользоваться внезапно распахнувшимися вратами свободы. Служители тех лет научились весьма продуктивно действовать в соответствии с внутренними настройками гонимой церкви.
Но время изменилось. Прошумел ветер свободы, минули годы безудержного мистического ажиотажа, уходит в прошлое чудовищный провал в яму социальных бедствий и теперь нарастает безрелигиозное равнодушие постмодерна и всевластие «третьего рима». Наступил новый период церковной истории, позволивший сформироваться целому классу работников «плуга и посоха». В этом пасторском цеху существуют свои внутренние связи, устойчивые стереотипы, узнаваемые модели поведения, накоплен обширный опыт и сформирован профессиональный инструментарий. Несомненно и то, что современное пасторство перенесло ряд «вирусных заболеваний», из которых отдельные грозили сообществу обширной эпидемиологической катастрофой.
И, тем не менее, несмотря на неблагоприятный общественный климат и внутренние болезни роста, не менее 10 тысяч пасторов успешно несут служение в своих поместных церквях только в одной России. Абсолютно убеждён, для дальнейшего качественного и профессионального развития нам необходима честная рефлексия и здоровый самоанализ. Известная доля самокритики тоже не повредит. Просмотр собственного отражения в «зеркале» библейской истины является весьма душеполезным занятием.
Статьи этого сборники написаны в качестве попытки осмыслить особенности жизненного пути современного российского пастыря, обозначить несомненные достижении и «узкие» места в его специфическом деле, наметить высоты, которые нам предстоит покорить в ближайшем будущем. Я честно делюсь с вами, уважаемые читатели, своими наблюдениями, выводами, радостью, беспокойством и досадой, связанными с практической пасторской работой. При этом я вовсе не рассчитываю на полное совпадение ощущений и оценок с другими служителями. Напротив, буду считать свою цель достигнутой, если мне удастся спровоцировать конструктивную дискуссию внутри пасторского сообщества. Поднятые в статьях вопросы нам предстоит обсуждать ещё довольно долго, до тех пор, пока не наступит новая эпоха и другое поколение пасторов возьмется за плуг после нас. Надеюсь, мы сможем оставить им богатое наследство мудрых наставлений и полезного практического опыта.
Выбор названия сборника не случаен. Профессиональная деятельность любого рода имеет как внешнюю, видимую для стороннего наблюдателя, сторону, так и внутреннюю, раскрытую лишь для участников профессионального процесса. Эта внутренняя, изнаночная сторона не обязательно указывает на явления постыдные, вызывающее желание их спрятать и создать из них «коммерческую тайну». Изнанка – это профессиональное зазеркалье, специфический мир, включающий погружённых в него людей, их систему отношений, устойчивые идеологемы, профессиональные навыки, не нуждающиеся в истолковании штампы, эмоциональные реакции и т.д.; мир, раскрывающийся исключительно для причастного к процессу профессионала. У пастырей тоже есть такой мир. О особенностях этого мира и написана эта книга.
Признателен многим христианам, оставившим свои отзывы после публикации этих статей в социальных сетях. Это помогло в поиске верных и наиболее безопасных выражений, использованных в окончательном варианте текста. Выражаю благодарность Ивану Боричевскому за необходимый мотивационный толчок и моему старинному другу Анатолию Ермохину на неоценимую помощь в редактировании текста. Отдельные слова благодарности моей супруге Надежде, чуткой и нежной женщине, с истинно христианским терпением воспринимавшей мои творческие приливы длинными зимними вечерами.
25 апреля 2017, Асбест
Временами я немного завидую узким специалистам, тем, деятельность которых направлена на одно основное дело всей жизни. Это дело ограничено узкими рамками профессиональных обязанностей. К примеру, вся энергия медицинского работника тратится только на защиту здоровья пациентов. Преподаватель весь комплекс своих умений и талантов ежедневно использует исключительно для развития образовательного процесса. День за днём служитель фемиды разбирает судебные дела и выносит приговоры. Более того, даже внутри профессионального цеха специализация делится на ещё более узкие участки. Ортопед не лечит сердце, а гастроэнтеролог не принимает роды. В этой узкой направленности и заключается логика профессионального развития: оно реализуется благодаря рамочной концентрации жизненной энергии человека на отдельном секторе знания и деятельности. Только так возможно достижение высокого качества и филигранного мастерства, только таким образом возможен профессиональный рост. Человек, применяющий себя сразу во всём, либо скачущий из одной профессиональной области в другую, обречён остаться дилетантом или низкоквалифицированным сотрудником. Вряд ли он сделает серьёзную карьеру и достигнет экспертного уровня, вряд ли совершит технологический прорыв.