Екатерина Михайлова - Письмо психологу. Способы понять себя

О чем книга "Письмо психологу. Способы понять себя"

«Письмо психологу. Как найти ответы внутри себя» – это интеллектуальное путешествие в самопознание, описанное в формате диалога с психологом. Книга предлагает читателям не только уникальные методики и психологические подходы к решению личных проблем, но и индивидуальное понимание каждого вопроса, что делает ее прочтение настоящим путешествием в мир собственной души. С каждой главой читатель получает инсайды и навыки, помогающие ему справиться с самыми сложными ситуациями и проблемами, встречающимися на пути к самопознанию и душевному равновесию.

Психолог Екатерина Михайлова станет вашим верным спутником в изучении самого глубокого и загадочного мира – мира человеческой психологии.

Бесплатно читать онлайн Письмо психологу. Способы понять себя


© Е. Михайлова

© ООО «Издательство «АСТ»

* * *

Глава 1. Призрак на договоре (как это случилось)

Меня привлекают женщины с веснушчатыми руками. Что делать?!

Григорий, 31 год


Сидишь себе, работаешь – и вдруг оказывается, что ты давным-давно занимаешься этим странным делом…

А случилось все не так уж и давно, всего-то лет пятнадцать назад, когда уже существовала электронная почта – «емеля», «мыло», «мейл», – но еще можно было жить не вполне по ее законам. Многие пользовались компьютером просто как пишущей машинкой с памятью, которая, впрочем, иногда подводит. Старая добрая «Эрика» – та, что «берет четыре копии», – никогда не отправляла в небытие напечатанное, да и залить ее можно было хоть вареньем, хоть адской смолой. Но сила удара имела значение: без нее четвертый экземпляр получался бледненький, не жилец.


Не знаю, возможен ли в наше время счастливый брак. Тем более что я очень ответственная и требовательная натура.

Подскажите, что можно об этом почитать?

Милана, 23 года


Распечатанные письма из почты ИГИСПа[1] тогда мне просто клали на стол. Случалось это раз в полгода и оттого запоминалось. Ответить означало обречь себя на бесконечную и бессмысленную переписку. Не ответить – повести себя как официальное лицо, то есть унизить и нагрубить. Корректно и уклончиво писала – мол, вопрос важный, перепиской не решается, а что если…

К переписке с психологом рвались люди не совсем обычные, оригиналы. Допустим, бывший военный пишет: «У меня дочка, у дочки образование, и вдруг она на ровном месте захотела стать психологом, прочтя вашу книгу. Пожалуйста, ответьте…» И шесть вопросов про обучение – где лучше, куда проще, как потом искать работу, сколько получают… Дочка, возможно, все эти вопросы если не решила, то обдумала. Она ни при чем. Это папа беспокоится, места себе не находит. Видимо, не получилось у него с самой дочкой об этом поговорить. С кого спрос? С того, кто «книжку написал».


Скажите, если к вам приходить на прием, за сколько примерно раз вы сможете мне помочь?

Когда ждать первых результатов? А можно со мной будет ходить подруга? Просто она хочет стать психологом, ей интересно посмотреть, я ей абсолютно доверяю!

Алиса, 23 года


Когда писем было мало, доходили в основном такие – неформатные, с чудинкой. Любое письмо немного настораживало, потому что обычно люди так не делали. Или писал человек, который и впрямь не знает, кого еще спросить, – или тот, кто на чем-то зафиксировался: может, слово какое-то зацепило, вот он и докапывается, требует разъяснений, рвется изложить свою точку зрения. Вступая в переписку по-настоящему, и человеку толком не поможешь, и времени потратишь уйму, и с собственной ролью тут не все ясно. Кроме того, сам факт письма в организацию – пусть даже конкретному человеку – напоминал о советской традиции: «письма трудящихся» и «дорогая редакция» еще помнились, и уж с этой «уходящей натурой» совсем не хотелось ассоциироваться.

Наверное, когда что-то начинается, в первых рядах неизбежно оказываются люди странные и необычные, потом – всякие, потом идут неизбежные повторы и штампы, а живой процесс уходит в другое пространство, и там звучат другие голоса. Сегодня понятно, что именно начиналось: наш брат психолог только-только стал фигурой публичной, получать это образование бежал стар и млад, на телеэкране мелькали знакомые лица коллег, а о горькой судьбине хороших слов и мыслей, попавших в контекст массовой культуры, тогда как-то не думалось. Как говорила королева фей в одной ирландской сказке: «Если бы я знала вчера то, что знаю сегодня…» Раз уж даже она не знала, нам – надеюсь! – простится тогдашняя наша склонность поумничать в экспертной роли, робкое (и оттого еще более дурацкое) самодовольство от непривычной востребованности, несбывшиеся надежды, иллюзии и амбиции…

Дело наше – я имею в виду психологов-практиков, работающих индивидуально, с группами, с семьями, да хоть с организациями, – дело трудное, ибо живое. Никакой опыт, никакое знание не страхует от ошибок, сомнений и постоянной необходимости принимать то, что невозможно изменить. Но трудное оно еще и потому, что мы работаем «в миру» – и мы, и наши клиенты все время испытываем на себе влияние всего, что происходит вокруг и пронизывает саму нашу работу. И во времена надежд и иллюзий, и во времена апатии и бездумности, и в любые другие времена наше дело – помогать клиентам помочь себе самим, как и насколько это возможно. Но отвечать на письма – это совсем другая работа.

Предложила мне ее Ирина Умнова. Мы сидели в уже не существующей кофейне филипповской булочной на Тверской и пытались посмотреть на эту возможную работу и новую для меня роль с разных сторон: дело интересное, но удастся ли избежать назидательности, кича, недопустимых упрощений? Кто будет писать в новый для наших читателей журнал Psychologies, кто войдет в круг его авторов, что за «компания» собирается на его страницах?

Я знала, что моя собеседница готова бороться за «психологическую правду» и сделает все возможное и невозможное, чтобы разговор с неведомым читателем получился интеллигентным и достойным.

И посмотрев французскую версию журнала Psychologies – надо же знать, во что ввязываешься! – я за эту другую работу взялась, о чем ни разу не пожалела. Нулевой номер вышел десять лет назад.


Здравствуйте, уважаемая эксперт! Не могу себя заставить пойти к психологу. Выворачивать душу перед чужим человеком непонятной профессии я не могу, но накопилось много вопросов, на которые сама не могу ответить. Вот некоторые из них: как поднять самооценку и поверить в себя; какие психологические причины бессонницы у моей мамы; считается ли увлечение вышиванием признаком ограниченности?

С уважением,

Юлия, 33 года


Вот не может человек пойти к психологу и «выворачивать душу перед чужим человеком». А задать четыре разноплановых вопроса, на которые невозможно ответить, – пожалуйста. И задает. Письмо словно пишется вместо встречи, и это способ ни на какую встречу не прийти. Человек, который готов увидеться с психологом, – я вижу это у своих клиентов – готов запустить некий процесс, и процесс будет развиваться. Даже если это разовая консультация, за полтора часа много всего произойдет: нас двое, мы общими усилиями устанавливаем контакт, влияем на происходящее, выбираем общий язык, о чем-то договариваемся – мы на территории неожиданного, и мы вместе. Более того, мы готовы вызвать к жизни последствия этой встречи: нужно, чтобы человеку было о чем подумать, когда он вернется в свою привычную жизнь.

Но если имеешь дело с письменным текстом, ты никогда не узнаешь, как этот человек позвонит тебе по телефону, как он сядет, сделает паузу, начнет что-то сбивчиво говорить, впервые посмотрит в глаза – ничего этого не будет. Ты чудовищно ограничена в возможностях – порой вообще непонятно, кто с кем разговаривает. Этот мир теней и отражений очень отличается от реальной работы, даже от консультации по скайпу или по телефону…


С этой книгой читают
Когда ты будешь заниматься своими делами, тебя будут хотеть. Когда ты наслаждаешься ароматом кофе, тебя будут хотеть. Тебя будет хотеть твой мужчина. Другие мужчины. И ты сама себя.Ты будешь фантазией. Таким как ты не будут хотеть изменять, и все это будет заставлять чужие сердца стучать мощнее.Твое сердце будет биться сильнее.И наверняка ты думаешь, что для этого нужно хорошенько постараться, но эта книга говорит тебе влажное «НЕТ». Ты не будешь
Тебе сейчас плохо только потому, что ты достоин большего, чем имеешь, и способен на большее, чем отдаешь этому миру. Проблема не в том, что ты какой-то кривой и проклятый, что все люди как люди – нормальные, а ты ни на что не способен.Наоборот! Это лишь говорит о том, что как раз таки твоя судьба не вписывается в банальную формулу жизни среднестатистического человека. Это лишь значит, что у тебя какой-то свой собственный, неизведанный путь.Я знаю
Вызов, эмоциональная встряска, «волшебный пендель» – или наглая манипуляция, сомнительный метод, нарушение профессиональной этики – провокативная психология вызывает множество споров и полярных реакций. Но что бы ни говорили ее противники – она работает. Работает зачастую там, где бессильны другие методы. В этой книге вы на ярких примерах познакомитесь со случаями из практики провокативных психологов. Каждый кейс сопровождается подробным объяснен
Эта книга – ваш личный помощник на пути к освобождению от игровой зависимости и изменению жизни в целом. Вы не найдёте в ней банальных вещей вроде тестов, определяющих степень тяжести вашей зависимости, или волшебных «врачебных» методик. Только полезные рекомендации, которые помогут вам изменить мышление и стать абсолютно равнодушным к азартной игре человеком.Внимательно изучив эту книгу, вы поймете, что:– Освободиться от игровой зависимости може
Бывают книги, встреча с которыми становится событием. Как минимум потому, что они помогают взглянуть на свою жизнь иначе, чем мы привыкли. К их числу принадлежит и эта. Именно таким необычным взглядом она и отличается от многочисленных книг «про женщин» и «про женскую психологию». Хотя, разумеется, речь в ней идет и о том, и о другом. А еще о женских психологических группах и их участницах, о гендерных мифах и о том, как они появляются. А также о
Эта книга – едва ли не первая попытка рассмотреть помогающие практики как зеркало, в котором отражаются культурные, исторические и социальные процессы. Человек, прибегающий к помощи профессионала, принадлежит своему времени, языку, семейной традиции; он, как и его потребность в изменении, сформирован общим культурным контекстом. Практическая психология и психотерапия дают ему инструмент, содействуют трансформации; при этом «человек меняющийся» пр
Эта книга – необычный сборник рецептов для выступающего и для тех, кто выступающих обучает. Читатель из предложенного автором, тренером презентационных навыков с более чем двадцатилетним стажем, сможет выбрать то, что подходит именно ему. А выбирать есть из чего.Первым блюдом значатся маленькие секреты для ораторов – о взаимодействии с аудиторией, о структуре выступления, о способах справляться с волнением. На второе – информация для заказчика тр
Тебе случалось изводить себя мыслями о прошлых ошибках или травмирующих событиях, которые делили твою жизнь на до и после? А помнишь, как не могла простить человека, который причинил тебе боль, хотя очень старалась, и чувствовала себя от этого еще хуже? Были моменты, когда ты была готова провалиться сквозь землю от стыда после неудачи? Ты киваешь, дорогая я, именно поэтому нам и надо поговорить.Разговору с самой собой посвящена книга Элизабет Кла
Одной из самых популярных на данный момент областей работы с психическими процессами является мандалотерапия. В чём разница между ритуальной и персональной мандалой? Как правильно создавать мандалы? Как с помощью мандалы определить состояние человека и как его изменить? Как создавать собственные методики работы? На эти и множество других вопросов вы сможете найти ответы в этом руководстве. Книга предназначена психологам, коучам, тренерам и всем,
Есть люди, которые не воспринимают одиночество как проблему, другие же, наоборот, страдают от него. При этом психологи уверены, что одиноким можно чувствовать себя даже в компании.
Современная культура перфекционизма заставляет верить, что у человека ни в чем нет права на ошибку. Погоня за недостижимым совершенством приводит к депрессии, тревоге и неуверенности в себе. Социальный психолог Томас Карран назвал это ловушкой перфекционизма и выявил культурологические, социальные и психологические причины, из-за которых страх несовершенства мешает нам жить.Его исследование поможет сделать первый шаг к самопринятию и узнать немно
Еще недавно, Андрей Павлович жил обычной стариковской жизнью. Делал зарядку, гулял. Ходил в магазин, на почту. Но жестокая пандемия внесла свои бескомпромиссные коррективы. Мир изменился. В одночасье, новые, внешне благопристойные, правила превратили стариков в опасных изгоев. Брошенные на произвол судьбы пожилые люди пытаются выжить. Но это непросто. Враждебное общество молодых с каждым днем ужесточает свой «гуманный» геноцид. Пенсионер, решивши
Тузик Озейло – рядовой пёс в собачьем мире, так похожим на людской. Неполная семья, маленькая квартирка, школа, вуз – всё, как у всех. Но есть одно отличие – мечта, которой Тузик верен, несмотря на скепсис окружающих.Следование своим целям приводит Тузика к невероятным достижениям, и он становится градоначальником крупного мегаполиса, названного в его честь, и встречает верных друзей и настоящую любовь.Казалось, идиллию нарушить невозможно, но вн
Изрядно потрепанный человек утром пытается добраться до места работы, но случайно оказывается в местах населенных странными личностями, которые оказались продуктами эксперимента недалекого прошлого. Казалось, что их существование абсурдно и странно, но со временем оказывается, что абсурд по обе стороны.
1916 год, в Москве происходит череда таинственных убийств… 2021 год, девушка Есения переезжает в квартиру в Столешниковом переулке. С первого дня в старомосковском дворике, где она поселилась, начинают происходить таинственные события, заставляя жителей Тверского района поверить в сверхъестественные силы. Есения и её лучший друг Николя решают, что они должны разобраться со всем происходящим и выяснить, кто же творил зверства в 1916 году и почему