Чтобы летать со скоростью мысли в любую точку пространства, прежде всего необходимо осознать, что ты уже там.
Ричард Бах
Представьте себе, что вы находитесь на круизном судне, одном из крупнейших в мире. Вы перемещаетесь из одного экзотического порта в другой, наслаждаясь по ходу дела изысканными яствами и напитками, танцами и всепоглощающей роскошью.
И вдруг случается немыслимое.
Однажды ночью вы просыпаетесь в своей каюте от сигналов тревоги. Снаружи, в коридоре, хлопают двери и раздаются громкие голоса. В дверь ударяет пудовый кулак, и слышен голос: «Выходите немедленно!» – это уже персонально вам.
Вы вскакиваете с койки – и сразу теряете равновесие и падаете, потому что пол наклоняется и уходит из-под ног. И вы понимаете, что корабль тонет.
Вы впрыгиваете в одежду и выскакиваете в коридор, где вас подхватывает плотный поток обуреваемых паникой пассажиров. Вы пытаетесь удержаться на ногах, и в конце концов вам удается добраться до аварийного выхода и верхней палубы.
Вскоре вы оказываетесь на небольшом спасательном плоту вместе с четырьмя другими счастливчиками. Земли нигде не видно. Не видно также ни вашего судна, ни членов экипажа, ни других пассажиров.
Вы проверяете имеющиеся припасы, а потом час за часом всматриваетесь в горизонт. Но он пуст.
Постепенно вы начинаете осваиваться в новой реальности. Вас пятеро, все вы сидите на корточках на спасательном плоту и делаете то, что обычно делают люди, когда не могут делать ничего другого: вы разговариваете.
Каждый из вас рассказывает немного о том, кто он такой – о работе, о своих достижениях, о семье, о том, что вас волнует, о своих надеждах и мечтах о доме.
Между тем время идет, и то, что вначале представлялось вам недолгим ожиданием – вас же должны спасти! – превратилось уже в трехдневную морскую прогулку, конца которой пока не видно.
* * *
Этот сценарий во многом похож на тот, который используется в учебной программе «Жизненные ориентиры» (Life Directions) компании New Peaks, которую я веду. Эта игра так и называется «Спасательный плот».
По ходу игры ее участники получают новый набор инструкций, и прежде всего такую: припасов на плоту, чтобы выжить в открытом море, хватит только на двоих.
Теперь вам придется напрячься и обосновать, почему одним из двух человек, которым суждено спастись, обязательно должны быть вы.
Многие участники игры говорят серьезно и совершенно искренне и объясняют другим, кто они и почему являются ценнейшим ресурсом для своих семей, друзей, деловых партнеров и даже для всего мира. Они оперируют рациональными аргументами, обосновывая необходимость своего спасения своими способностями.
Некоторые участники жертвуют собой и отдают свои места на плоту другим людям. Одни делают это, полагая, что другой человек может принести миру больше пользы, вторые чувствуют, что их жертва сама по себе является высочайшей ценностью, третьи считают, что они уже прожили богатую и полноценную жизнь.
В конце концов участникам приходится отвечать на крайне болезненный вопрос, кто останется в живых, а кто должен умереть, и они должны объяснить, почему проголосовали именно так.
Легкая поначалу игра быстро наполняется сильнейшими эмоциями. Стараясь «выбраться на поверхность», участники нередко повышают голос, резко выражают гнев, обиду, душевную боль.
Более того, часто взрослые люди начинают плакать как дети, возможно, потому, что вдруг ощущают, что их охватывает ранее не осознававшееся ими чувство – сожаление. Внезапно к ним приходит осознание того, что они живут совсем не так, как надеялись жить и верили, что так и будет, и это может оказаться весьма травматичным для человеческой души.
Тем и хороша игра «Спасательный плот» – она позволяет вам понять, что в самих основах вашей жизни есть что-то в корне неправильное.
* * *
Конечно, сейчас вы не сидите на спасательном плоту посреди океана, но я подозреваю, что вы взяли в руки эту книгу, в общем, по той же причине: что-то у вас идет не так.
Возможно, вы даже знаете, что именно. Работа, здоровье, отношения в семье, бизнес – все это очень серьезные моменты.
Но столь же вероятно, что вы не знаете, что именно не так. То есть вы не можете четко сформулировать проблему, но интуитивно ощущаете, что она есть.
Похоже на правду?
Я знаю это, потому что так было и со мной. Мне еще не было сорока, когда я ясно почувствовал, что у меня что-то не так.