Nº 1
Почему бриллианты дороже воды, а первое мороженое вкуснее третьего?
Человек более чем на 50 % состоит из воды и поэтому не может прожить без нее и нескольких дней. Бриллиантов в человеческом теле не обнаружено, и жизненной необходимостью они точно не являются. Почему же тогда бриллианты такие дорогие, а вода не стоит почти ничего?
Все дело в том, что цена вещи определяется не столько ее нужностью, сколько редкостью.
Представьте себе, что бабушка дала вам денег на мороженое, но до киоска нужно идти минут десять. Вы будете готовы их пройти? Думаю, да. А теперь представьте: вы только что съели мороженое, но не совсем наелись. Сколько минут вы готовы идти за следующей порцией? Те же десять? Или уже меньше? А за третьей порцией? Скорее всего, количество времени, которое вы готовы потратить, чтобы получить каждую следующую порцию мороженого, будет меньше, чем то, что вы готовы были потратить, чтобы получить предыдущую.
Вот это и есть закон спроса. То, чем мы готовы пожертвовать, чтобы получить некоторое благо, уменьшается, когда количество этого блага увеличивается. За первым мороженым вы были готовы идти десять минут, за вторым пять, а за третьим, может, только одну. То есть цена, которую готов заплатить человек за товар, уменьшается по мере увеличения количества этого товара.
Закону спроса подчиняется и спрос на воду и бриллианты (на то он и закон). Воды на Земле огромное количество – не только человек, но и все живое в основном состоит из воды. И, конечно, та цена, которую мы платим за воду, что бежит по нашим трубам, – это не цена, которую мы согласились бы заплатить за первый глоток в пустыне. Это скорее цена, которую мы готовы заплатить за лишний литр воды, чтобы помыть полы на кухне, – в среднем житель России тратит примерно 300 литров воды в сутки.
Бриллианты же – совсем другое дело. Мы вполне можем без них обойтись, но ценим их за красоту и прочность. В природе их очень мало, и поэтому люди готовы платить за эту редкость очень большие деньги.
Nº 2
Почему билеты в Эрмитаж для российских граждан дешевле, чем для иностранцев, а билеты на самолет для детей – чем для взрослых?
Представьте, что вы взрослый и собрались сходить в петербургский музей «Эрмитаж». Во сколько вам обойдется билет? Оказывается, это зависит от того, какое у вас гражданство. Если вы гражданин России или Беларуси, вам надо будет заплатить 400 рублей, а если других стран – 700, почти в два раза больше.
Откуда взялась такая несправедливость? Многие иностранцы ей удивляются – даже те, кто считает нормальным, например, что авиакомпании продают билеты для детей значительно дешевле, чем билеты для взрослых. А между тем причина этих двух явлений одна и та же: в среднем иностранные туристы готовы больше заплатить за билет в Эрмитаж, а взрослые – за свой билет на самолет.
Все дело в том, что мы платим за товар или услугу столь- ко, сколько согласны за них отдать денег. Говоря еще точнее, не больше того, во сколько мы оцениваем пользу или удовольствие, которое нам доставит эта покупка. А как же иначе? Представьте, например, что вам предлагают купить яблоко по цене ноутбука или эскимо по цене велосипеда. Скорее всего, вы откажетесь. А если вам продают велосипед по цене эскимо? Тут, наоборот, как не согласиться! Даже если у вас уже есть велосипед… А что, если велосипед будет стоить как два эскимо или даже десять? Наверное, и это вам покажется выгодной покупкой.
Как же найти цену – велосипеда или любого другого товара, – которая устроит всех, и покупателей, и продавцов? А это именно та цена, по которой товар продается на рынке – и при которой спрос на него равен предложению. То есть когда количество велосипедов, которое хотят продать продавцы, равно количеству велосипедов, которое хотят купить покупатели.
Конечно, разные люди готовы на разное ради велосипеда, и не обязательно то, сколько они могли бы выложить за «железного коня», равняется цене, по которой тот продается: многие из тех, кто купил велосипед, скорее всего, согласились бы заплатить и больше.