Стэнли Милгрэм, Филип Джордж Зимбардо - Подавляй и властвуй. Как люди теряют человечность?

Подавляй и властвуй. Как люди теряют человечность?
Название: Подавляй и властвуй. Как люди теряют человечность?
Авторы:
Жанры: Социальная психология | Классики психологии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Подавляй и властвуй. Как люди теряют человечность?"

Если приказать человеку бить током другого за неправильные ответы, то он будет следовать приказу до тех пор, пока не убьет. Если предложить человеку стать надзирателем в тюрьме, где содержатся его же однокурсники, то в первый день он будет всеми возможными способами избегать необходимости проявлять жестокость, но только в первый день, а потом эксперимент придется остановить из-за случаев неконтролируемой агрессии со стороны группы надзирателей. Что значит для человека авторитет? На что он готов пойти ради одобрения общества? Какие преступления можно совершить по приказу, а какую черту здоровый человек не переступит никогда? Есть ли вообще такая черта? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге двух лучших социальных психологов XX века.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Подавляй и властвуй. Как люди теряют человечность?


Составление и редакция Елизаветы Бута



© Елизавета Бута, составление, 2023

© ООО «Агентство Алгоритм», 2023

Введение

В 1974 году сербская художница-акционистка Марина Абрамович решила устроить перформанс. По большому счету, именно с этого эксперимента и начался современный этап акционизма, но тогда никто настолько серьезно к готовящемуся действу не относился. День клонился к вечеру, а небольшая галерея современного искусства в Неаполе наполнялась людьми. Марина стояла в зале у большого окна и наблюдала за присутствующими. В просторной комнате с абстракционистскими картинами на стенах сейчас было только стайка модных фотографов, пара зевак и несколько светских львов и львиц из числа ценителей искусства. Все они с интересом поглядывали на художницу, но подойти к ней почему-то не решались. Девушка была сейчас так сосредоточена, что к ней побаивались приближаться, хотя многие пришли сюда именно ради нее.

Вдруг двое ее приятелей, которые всё это время ошивались неподалеку, молча вытащили из подсобки небольшой стол, наподобие школьной парты, на котором громоздились самые разные предметы: цветы, какие-то перышки, краски, ножи, веревки, пистолет… По какому принципу соединены эти предметы, понять было невозможно, но пара светских львов тут же начали с интересом рассматривать инсталляцию, пытаясь найти смысл там, где его не было.

В этот момент Марина взяла со стола небольшую плашку и вышла вместе с ней в центр комнаты. Взгляд ее застыл, в зале стало тихо, а стрелки часов начали обратный отсчет. Кое-кто попытался подойти к ней и заговорить, но художница никак на это не отреагировала, только руки, держащие табличку, чуть дрогнули, что и заставило посетителя прочитать наконец небольшой текст на листе картона:

«Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я – объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера – 2 часа ночи)».

Фотографы поняли, что эксперимент начался, и стали неохотно делать снимки, но стоящая рядом со столом девушка выглядела в кадре не очень-то интересно. Пара человек опустили свои объективы, в ожидании чего-то интересного, а один журналист вдруг подошел к столу, взял перышко и поднес его к щеке девушки. Та моргнула от легкого прикосновения пера к щеке, и эта реакция неимоверно воодушевила посетителя.

Еще минут тридцать люди по очереди подходили к художнице, чтобы нарисовать ей что-то на руке, пощекотать или просто ткнуть пальцем, а потом кому-то пришла в голову написать ей на лбу непристойное слово. Эта выходка взбудоражила толпу куда сильнее, чем все предыдущие щекотания перышком. И вот уже кто-то взял со стола нож, с преувеличенным вниманием перечитал текст на табличке, и поднес нож к шее девушки. Организаторы выставки бросились было остановить остроумца, но тот управился быстрее. Несколько смущенно давая понять охране, что он не собирался никого убивать, а просто хотел сделать небольшой надрез на коже в районе шеи, парень отложил нож в сторону и, подняв руки на головой, попятился назад, желая смешаться с толпой несколько ошарашенных зрителей. Тем временем из раны начала сочиться кровь, небольшими каплями пропитывая бурым блеском футболку художницы. Быстро отошедший от первоначального шока следующий гость выставки решил избавить девушку от запачкавшейся одежды и при помощи всё того же ножа разорвал футболку. Окровавленные лохмотья остались лежать на полу.

За какой-то совсем небольшой промежуток времени посетители выставки сажали девушку на колени, связывали ее и пинали, затем поднимали с колен, чтобы оставить на белоснежной коже художницы непристойные надписи и содрать остатки одежды, а затем вновь поставить на колени. Через пару часов девушка стояла практически нагая перед своими истязателями, а гости теперь даже не смотрели на легкомысленные перья с фломастерами на столе. Они брали лишь острые предметы и веревки, связывали художнице руки и вспарывали ей кожу.

«Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы сломался».

Марина Абрамович

Когда пошел последний час эксперимента кто-то все же взял со стола тот единственный предмет, к которому до сих пор ни один из участников действа не решался прикоснуться. Это был заряженный пистолет. Посетитель сначала направил его на Марину. Художница моргнула, но не прервала эксперимент. Гость выставки передал пистолет еще кому-то, а тот, в свою очередь, со смехом передал его следующему гостю. Людям нравилось наставлять на девушку пистолет и делать вид, что нажимают на курок. Распорядитель выставки несколько раз преувеличенно громко предупреждал, что пистолет заряжен, но это лишь подзадоривало людей. И вот кому-то – кажется, это был тот фотограф, который первым взял в руки нож – пришло в голову вложить в ладонь обнаженной, истерзанной, стоящей на коленях девушки, пистолет.

– Стреляй, я говорю, стреляй! – закричал кто-то из посетителей.

– Все, время вышло. Марина, время вышло! – закричал распорядитель.

На часах, которые все это время висели прямо напротив девушки, было два часа ночи. Художница начала медленно вставать, превозмогая боль в затекших от постоянного сидения на коленях ногах. В зале, который секунду назад буквально громыхал от возгласов, улюлюканья и криков, воцарилась абсолютная, звенящая тишина. Кое-кто бросился к выходу, чтобы поскорее покинуть галерею, а большинство людей с преувеличенным интересом стали изучать картины, висящие на стенах этого зала. Никто не решался посмотреть в глаза акционистки, над которой все они издевались на протяжении долгих шести часов.

Шесть часов потребовалось для того, чтобы люди утратили всякое подобие человечности. Не слишком ли быстро? Быть может, это были какие-то особенные, склонные к агрессии люди? Навряд ли такие придут в художественную галерею поздним вечером. Возможно, у нас просто неверное представление о том, что именно делает нас человеком?

Ильза Кох, супруга коменданта концлагеря «Бухенвальд» предпочитала носить перчатки из человеческой кожи, считая их модным аксессуаром. Это воспринималось как нечто пусть и немного эксцентричное, но не сказать, что из ряда вон выходящее. Вероятно, на это можно будет возразить, что Германия произвела в 1930-х и 1940-х годах ХХ века чудовищный эксперимент над людьми, превратив их в монстров. Никто из людей в «нормальных», «приличных» странах, конечно, на такое был бы не способен. Как ни печально это говорить, но это не так. В 1963-м году Стенли Милгрэм провел всемирно известный эксперимент с электрическим током. Он просил испытуемых бить людей током за неверные ответы. От 70 до 90 процентов людей не просто соглашались на условия эксперимента, но и проходили тест до конца. За стеклом перед ними умирал от боли и корчился в судорогах актер, а испытуемые продолжали задавать вопрос, а при неверном ответе послушно увеличивали мощность подаваемого электрического тока. Их не смущали ни цифры на экране, ни отметка: «смертельно опасно» на пульте. Таковы ведь правила эксперимента. В 1971-м году Филипп Зимбардо провел свой знаменитый тюремный эксперимент. Ученый переоборудовал подвал Стэнфордского университета под тюрьму, набрал группу испытуемых и разделил их на «заключенных» и «надзирателей». Через неделю эксперимент пришлось свернуть из-за случаев неконтролируемой жестокости со стороны «надзирателей». Впоследствии, Зимбардо не раз критиковали за пристрастность и ангажированность в эксперименте. Согласно отчетам, психолог был максимально нейтрален и беспристрастен, однако, по воспоминаниям участников эксперимента, он явно подавал невербальные сигналы одобрения на жестокость. Но ведь ровно так выглядит схема любого буллинга, мобинга и других видов травли. Этот процесс всегда проходит с негласного, не вербализованного в приказ одобрения начальства. Травля ученика без невербального одобрения учителя практически невозможна. Впоследствии, эксперимент Зимбардо стали приводить в качестве классического примера жестокости, которая скрыта в каждом человеке, стоит ему только позволить ее проявить, но на деле все не совсем так. Эксперименты Милгрэма и Зимбардо, перформанс Абрамович и ужасы концлагерей в середине ХХ века весьма ярко иллюстрируют вовсе не человеческую жестокость, но ровно то, из-за чего человек смог победить в естественном отборе и взять в свои бразды правления планету. Все это свидетельство патологической покорности и конформности человека как биологического вида. Мы всегда принимаем правила игры, какими бы они ни были. Для любого человека важно одобрение его стаи. Понимая, что вне стаи он не выживет, человек стремится соответствовать требованиям своего окружения.


С этой книгой читают
У каждого есть знакомый молодой человек, который ведёт какую-то борьбу. Может быть, ему не хватает мотивации в школе, или он страдает нарушениями эмоционального состояния, не ладит с окружающими людьми, или у него мало настоящих друзей, нет подруг, или он попал в уличную банду. Он даже может быть в тюрьме.Рекордное количество парней прекращает следить за своей академической успеваемостью, не способно общаться с девушками и испытывает неудачи в се
На что способен пойти добропорядочный гражданин, повинуясь приказу? Размышления о десятках тысяч людей в фашистской Германии, отправлявших на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг, натолкнули Стэнли Милгрэма на мысль о провокационном эксперименте. Поведение испытуемых в ходе разных вариаций эксперимента неизменно подтверждало страшные догадки Милгрэма: одни участники испытаний сурово «наказывали» других, не пользуясь своим правом отказа
Услышав очередное сообщение о взрыве в метро или на улице, ужаснувшись числу жертв военных конфликтов, среди которых в основном не солдаты, а мирное население, мы задаем себе вопрос: как такое стало возможным?! Что движет человеком, надевшим военную форму и лишающим жизни простых людей – женщин, стариков, детей? Что двигало людьми, подвергавшими пыткам и отправляющими в газовые камеры во время Второй мировой войны тысячи жертв? Неужели все эти лю
На земле и под землёю, на воде и под водою, в небесах и в вздухе, на орбите в космосе, в вооружении уничтожения и в медицине за прошедшие века мы стали умнее, быстрее, выше, сильнее. А в природе, как словно вчера с опаской с дерева спустились, и оно исправно служит нам надёжным убежищем от палящего солнца, агрессивности хищников и наводнений. Поклонение моде, вплоть до ланшафтного дизайна, ещё то касаемо Эго. А вне его реально надвигается нравств
Пустота… Что будет с ним, если пустота окутает его? Сможет ли он вспомнить?.. Сможет ли он выбраться? Увидит ли он её снова? Кто он на самом деле? Или же это просто галлюцинации? Содержит нецензурную брань.
В 2100 году в Москве в парке «Музеон» проходит выставка новейших достижений. Китайские ученые привезли машину, отправляющую в прошлое. Художник и скульптор Эдвард Робертс отправляется сознанием в 2050 год, чтобы разгадать тайну своей матери…
Данная работа рассматривает насущные демографические проблемы России и предлагает комплексные решения для их преодоления. В условиях снижения рождаемости и увеличения смертности автор подчеркивает значимость совместных усилий – от государственных структур до каждого отдельного гражданина. Изучая ключевые аспекты, такие как привлечение молодежи, интеграция мигрантов и создание благоприятной социальной среды, книга предлагает конкретные меры для ул
Вышедшая к 50-летию кончины К. С. Льюиса биография написана на огромном фактическом материале. Алистер Макграт досконально изучил не только все написанное знаменитым «Джеком», включая обширнейшую переписку и дневники, но и множество до сих пор не учтенных исследователями документов и воспоминаний. Эта биография не только рассказывает читателю о жизни знаменитого писателя, ученого и апологета, но и предлагает авторские «ключи» к пониманию его твор
«Освобождение души» Ричарда Хайта – глубоко личная история мальчика, видения которого подтолкнули его встать на путь духовного пробуждения. Годы спустя это решение ведет уже взрослого автора по всему миру, заставляет собирать по крупицам древние знания, постигать боевые искусства Востока, исцелять, постигать сновидческие практики индейцев Амазонии и медитировать вдали от цивилизации.Встав на путь поиска, автор увел себя от пропасти депрессии и мы
Сборник стихов "А жизнь такая разная…" порадует не только своих прежних читателей, он несомненно станет для кого-то открытием. И очень бы хотелось, чтобы среди новых поклонников появилось много молодёжи. Книга возвращает нас, живущих в жёсткий век расчёта и практицизма, к душе, корням, истокам. Она напоминает нам о самых главных человеческих ценностях – любви во всех её проявлениях: к мужу, детям, матери, другу, природе, жизни вообще…
Действие происходит в современном мире. Главная героиня и главный герой этого романа являются противоположностью друг друга, как "чёрное" и "белое". Спасать жизнь, или забирать её – важнейшее решение, которое было принято в строках данного медицинского детектива. Преступления во имя науки, или амбициозное "тщеславие" героини. Прочитав роман, вы решите для себя это сами.