Люди всегда чувствовали потребность в таком материале, как бумага. Необходимость записывать информацию заставляла человека искать подходящие для этого материалы. За годы поисков они испробовали кору деревьев, глиняные черепки от посуды, кости и шкуры животных, воск, но все они оставляли желать лучшего. Конечно, камень очень долговечен, однако записать на нем что-либо весьма трудно, да и не возьмешь такую «книгу» с собой; кора и листья деревьев часто становятся «обедом» для мелких насекомых; шкуры и кости животных – очень дорогой материал, а восковые «книжки» и вовсе могут растаять! Вот и пытались люди найти легкий, доступный и достаточно долговечный материал.
Бумагу изобрели около 2000 лет назад в Китае. Изготавливали ее из волокон бамбука и различных трав и складывали в огромное каменное ведро. Потом добавляли туда воду и начинали все тщательно тереть и мять до образования однородной кашицы. Затем брали специальную форму с сеткой из тонких волокон бамбука и шелковых паутинок вместо дна, выливали в нее кашицу и сильно трясли. В процессе тряски волокна бамбука и трав переплетались между собой. Тогда лишнюю воду удаляли, а сырую бумагу снимали с формы и высушивали на солнце.
Подсушенные листы складывали друг на друга стопкой и отжимали под прессом. После чего их предстояло подсушить окончательно. Так происходил процесс производства бумаги.
В начале VIII в. Азия была почти полностью завоевана арабами. Они-то и вывезли в европейские страны секрет изготовления бумаги, который в течение долгого времени тщательно скрывался от всего мира.
Овладев бесценным секретом, завоеватели построили в «своих» странах (Сицилии, Сирии, Испании) бумажные фабрики, и вскоре вместе с тканями, гвоздикой и благовониями купцы привезли бумагу в другие страны Европы.
«Арабскую» бумагу делали из того, что, казалось бы, уже ни на что не пригодно: из старых тряпок, которые собирали у людей и в мусорных кучах. Представьте только, что раньше их собирали, словно металлолом в наши дни. Эти тряпки смешивали вместе и также толкли и мяли до образования кашицы. Конечно, первая бумага была очень плохой по качеству, и на свет даже можно было разглядеть в бумажном листе маленькие кусочки тряпочек. Да и цвет бумаги оставлял желать лучшего: желтоватый с темными пятнами по всей поверхности. И все же этот материал ценился на вес золота, а потому приобрести его могли только очень состоятельные люди.
Первая бумага, попавшая в Европу, была сделана в сирийском городе Бамбице (на сирийском языке – Мамбидша) и потому называлась бамбициной. Самой лучшей считалась бумага из Багдада, которую продавали огромными листами.
Лишь в начале XIII в. в Европе начали появляться первые бумажные фабрики, а точнее – «мельницы», как их тогда называли. «Первооткрывателями» в этой области можно назвать Италию и Францию.
Интересно, что в те времена каждый мастер помечал свою бумагу специальными водяными знаками, сопровождая их иногда собственной фамилией и годом производства. Чего только ни увидишь на этих листах! Здесь тебе и лев с крыльями, и олень, и замок с башенками. Делали такие знаки довольно просто: брали фигурку из проволоки, укладывали на дно формы и затем поверху выливали бумажную кашицу. В том месте, где находилась проволочная фигурка, бумага оказывалась тоньше и потому просвечивала на солнце. Самый старый из известных на сегодняшний день знаков – круг. Он относится к 1301 г.
В XIV в. иностранные купцы привезли новинку в Россию, а точнее, в Новгород. Это была бумага из Италии. Однако русские люди долго не хотели признавать бумагу и писали на ней только то, что не нужно было хранить, например любовные записки. Это и понятно: трудно представить себе любовное послание на бычьей коже. Однако постепенно интерес к новому материалу возрос и на Руси тоже были построены бумажные фабрики.
Первая «бумажная мельница» в России появилась на реке Уче под Москвой, но проработала очень недолго. Путешественник Барберино, побывавший в то время в Москве, так писал об этом: «Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще не могут ее употреблять, потому что не довели этого искусства до совершенства».