Пётр Африкантов - Пограничник 41-го

Пограничник 41-го
Название: Пограничник 41-го
Автор:
Жанр: Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Пограничник 41-го"

Герой повести в 1941 году служил на советско-германской границе. В момент нападения немецких орд он стоял на посту, а через два часа был тяжело ранен. Пётр Андриянович чудом выжил, героически сражался с фашистами и был участником Парада Победы. Предназначена для широкого круга читателей.

Бесплатно читать онлайн Пограничник 41-го



Записано со слов Африкантова Петра Андрияновича его сыном Африкантовым Петром Петровичем.


Пролог

Героем этих записей является пограничник Африкантов Пётр Андриянович. Он 22 июня ровно в 4 часа, стоял на посту, охраняя западную границу СССР, а после окончания войны, стал участником Парада Победы на Красной площади.




Африкантов Пётр Андриянович. Саратов, 1985 год.


В этих записях вы не найдёте описания героических поступков солдата, всевозможных бросков и взятий укрепрайонов. Всё это, конечно, было в его военной жизни, но в нашем повествовании это не самое главное. Главное заключается в простом вопросе, как солдат, получивший тяжелейшую рану в первые два часа войны, которая его почти обездвижила, сумел выжить в этой мясорубке? Там, где был он, не было никаких медсанбатов и санитаров, там никто и никаким транспортом не отправлял в тыл на излечение. Там, столкнулись грудь в грудь на низком берегу неизвестной речушки русские и немецкие пограничники.




Дом в деревне малая Крюковка Татищевского района, откуда был призван на службу в погранвойска П.А. Африкантов. Четыре года не приходили в этот дом от солдата письма. В деревне его считали погибшим. Фото. 1966 г.


Там не были слышны разрывы снарядов и бомб, там нечего было бомбить, потому как кроме столбов (знаков), обозначавших границу СССР, больше ничего не стояло. А драка была не на жизнь, а насмерть. В этом побоище были только слышны отборные ругательства, которые вряд ли найдёшь в словарях мира, лязг штыков, удары прикладов и стоны умирающих. Там не было криков «Ура», там русские и немцы убивали друг друга молча и остервенело. Убивали кулаком, прикладом, штыком, каской, топили в речке, обливаясь своей и чужой кровью. А когда под рукой ничего не было, хватали противника за горло. Вода в речке порыжела от крови. Солдаты вермахта содрогнулись от увиденного – такого сопротивления они не встречали на границах оккупированных ими государств Европы. Здесь, на этих метрах низкого берега, резалась насмерть горстка пограничников с чужеземцами.

Участник событий рассказывает не о всей границе, охраняемой 86-м пограничным отрядом, а только о том крохотном её участке, на котором он был в дозоре.


Справка


Африкантов Пётр Андриянович родился 12 июля 1920 года в деревне Малая Крюковка Татищевского района Саратовской области в крестьянской семье. Русский. В армию призван осенью 1940 года Татищевским РВК. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года на Западном фронте и партизанского движения в Белоруссии.

В июне 1941 года – красноармеец, стрелок 17-й пограничной заставы «Скродске» 86-го Августовского пограничного отряда пограничных войск НКВД Белорусской ССР. В первый день войны в бою на заставе был тяжело ранен и захвачен в плен. Совершил успешный побег и вступил в ряды партизан.

С 16 октября 1943 года – командир отделения партизанского отряда имени Ф.Э. Дзержинского партизанской бригады имени Ф.Э. Дзержинского Лидского партизанского соединения. За время пребывания в отряде лично взорвал три вражеских эшелона и три железнодорожных моста. В составе отряда в июне-июле 1944 году участвовал в разгроме  немецких гарнизонов в Берёзовке и Вересково, во взрыве железнодорожных рельс  под станцией Гавья.

С августа 1944 года  – шофёр 54-й Отдельной истребительно-противотанковой  артилле -рийской бригады  РГК   (полевая почта 71424).


Вот так кратко и деловито гласит документ, присланный мне по электронной почте сегодняшними энтузиастами-следопытами, которые своим огромным трудом продолжают добывать сведения о воинах-пограничниках, принявшими первый бой с немецкими захватчиками. Я назову их имена. Это Владимир Анатольевич Тылец из Минска и Александр Васильевич Попов из Саратова.




Полковник погранвойск Владимир Анатольевич Тылец из г. Минска и Александр Васильевич Попов из г. Саратова по крупицам восстанавливали боевую биографию героя-пограничника.


А всё началось с небольшого рассказа «МИ» второй октавы», в котором я описал одну партизанскую историю, рассказанную моим отцом. Этот рассказ был напечатан в журнале «Молоко» за 2015 год №5, из которого А.В. Попов и узнал о Петре Андрияновиче. В то время он уже знал Владимира Анатольевича из Минска, так как занимался поисками своего родственника, тоже пограничника.

С полученной информации из рассказа и начался поиск.

В первую очередь они нашли меня, сына Петра Андрияновича, и попросили прислать номер отряда в котором служил на границе мой отец. Но, ни я, ни моя сестра Анна Петровна не могли им ничем помочь. Память не сохранила дат, названий, номеров застав, фамилий. Отец в рассказах о военных летах, конечно, всё называл, но мы этого не запомнили и не записали. Нам казалось, отец будет жить вечно и его всегда можно будет об этом спросить.

Но получилось по-другому. Умер этот жизнерадостный, подвижный с ясными голубыми глазами, всегда чисто выбритый и непременно улыбающийся человек. Умер, и оказалось, что мы ничего точно о его боевых делах и службе в армии не знаем и не помним. А тут приходит письмо, к нам, не помнящим и мало знающим, от следопытов, в котором незнакомые люди просят нас помочь хоть чем-нибудь, в поиске свидетельств о боевом прошлом Петра Андрияновича, чтобы им можно было хоть за что-нибудь зацепиться, чтобы оживить память о герое-пограничнике. Тут-то мы ближайшие родственники и поняли весь трагизм положения. Мы стали судорожно перебирать всё, что у нас имелось из бумаг, надеясь, что где-то может быть что-то и завалялось.


Зацепка

И эта, завалявшаяся зацепка нашлась. В старых бумагах увидели характеристику на Петра Андрияновича, выданную ему из части полевая почта 71424. Документ был рукописный хрупкий, жёлтый, а вот печать части оказалась не на сгибе письма, а в центре полосы и хорошо читалась. По ней следопыты и вытащили ту информацию, что я разместил в начале письма в рамке. А потом у меня был телефонный разговор с Александром Васильевичем Поповым. В этом разговоре я узнал, что мой отец отважно воевал.




При помощи этой служебной характеристики, выданной солдату в части п/п 71424, следопыты смогли найти другие документы.


«Да вы знаете, Пётр Петрович, – восклицает он, что ваш отец лично взорвал три вражеских железнодорожных моста и пустил под откос три эшелона, не считая других дел. Ваш отец – герой, а вы об этом ничего не знаете!»

Да! Мне было стыдно и больно. Стыдно больно и сейчас. Чтобы, как-то оправдать свою нелюбознательность, опираясь на присланную мне информацию и на воспоминания отца, я и начну свой рассказ. Пишу от его имени.


Немного о границе

Наш 86 – й пограничный отряд охраняет границу по Сувалкскому выступу до города Граево. Это 139 километров пресечённой местности. В отряде двадцать застав. Каждая из них имеет участок охраняемой границы. В деревне Скродске расположена моя 17 – я застава. На заставе сорок человек пограничников. На других заставах может быть и больше. Всё зависит от протяжённости охраняемого участка.


С этой книгой читают
Первый год специальной военной операции на Украине. Двенадцатилетний мальчик спасает разведгруппу от уничтожения и помогает ей найти замаскированную вражескую гаубицу.
О саратовских символах существует много сказок, только рассчитаны они на детей школьного возраста. Эти же сказки, написаны для детей дошкольного возраста. Прослушав их, ребёнок познакомится с такими понятиями как: Саратовская гармошка с колокольчиками, Саратовская глиняная игрушка и Саратовский калач.
Этот сказ об одном из символов города Саратова и Саратовской губернии – саратовской глиняной игрушке. Саратовская игрушка имеет уникальный ямчатый наряд, им она и отличается от других глиняных собратьев. А вот как этот наряд появился на изделии, и кто его создал, говорится в этом сказе.
Этот сказ об одном из символов города Саратова и Саратовской губернии – саратовском хлебном калаче. О саратовском калаче написано много, а вот о том, как он появился на свет нет ни строчки. Автор восполняет этот пробел. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Вот он, наш Гер Гальман, сидит, чистит картошку. Сколько я предоставило ему возможностей? Прекрасная семья, замечательные родители, а после того, как он это упустил: жизнь в развивающейся стране, где такие как он – мастера своего дела, находили себе место и жили лучше большинства людей Земли; я дало ему вдохновение, привело к этой скрипачке, всё было, как бы сказать, «вовремя», и всё шло своей чредой, где ему оставалось только интерпретировать вс
Дорогой читатель!Пусть мои стихотворения станут связующей нитью между мирами и подарят минуты бесценного общения с настоящими героями, которые есть в каждой семье.В поэтических «письмах» с теперь уже такого далекого фронта о своих переживаниях расскажут погибшие в бою, пропавшие без вести, жертвы Катастрофы. Это их монолог. Их возможность быть рядом.Моя профессиональная деятельность и литературное творчество тесно связаны. Первое стихотворение бы
Повесть о жизни одного человека. Поиск и выбор своего звёздного пути. Начало жизни от прихода сознания до полного взросления. Приключения и потрясения на различных её этапах. Большая семья и её борьба за существование в тяжелые военные и послевоенные годы. Многочисленные приключения и путешествия одного из членов этой семьи. Его стремление к движению вперёд к более глубокому познанию мира и достижение поставленной цели.
Эта книга – нежная, и трагическая история о войне, любви и надежде. Она рассказывает о маленькой девочке Любочке, её семье и страшных годах Великой Отечественной войны. Через её чистый, детский взгляд мы видим мир, разорённый войной, где радости сменяют утраты, а каждый день борьба за жизнь.Её мать, Ася, – Изо всех сил старается сохранить детей в мире, полном горя, отдавая последнее, лишь бы они могли жить. Любочка, её старший брат Семён и младши
Монография посвящена рассмотрению эволюции Московской исторической школы в первой половине XX в. на примере творчества самых ярких представителей ее «младшего поколения»: Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева и С.В. Бахрушина. С привлечением широкого круга источников, в том числе и архивных, на широком социально-политическом, культурно-историческом и историографическом фоне показаны этапы научных биографий историков. Жизнь и научная деятел
Это немного необычный сборник поэзии. Каждое стихотворение обрамлено прозой, рассуждением о поэзии, рассуждением о простых истинах, о любви дружбе, о том, что волнует многих из вас. Не принужденный и легкий диалог с автором, который погружает в мир поэзии, мир рифм и образов. Приятного путешествия читатель
Это очень профессиональная проза. С наблюдательностью, с точным воспроизведением речи, с мастерским выстраиванием диалогов, с благородным лаконизмом языка, с сильными сквозными образами, с «боковой подачей» темы (когда самое главное происходит не на первом плане, а где-то сзади – как в фильмах Алексея Германа). Профессионализм стал довольно редким явлением в современной литературе – так что от души радуешься самому факту наличия профессионализма.
Александр Карасёв родился в 1971 году в Краснодаре. Окончил истфак и юрфак КубГУ. В звании лейтенанта командовал взводом внутренних войск на чеченской войне. Известность писателю принесла книга «Чеченские рассказы», ставшая открытием года Бунинской премии (2008).Эта книга о том, как вживается, втягивается в войну нормальный человек, как война становится его жизнью, становится очень быстро и незаметно для него самого. Книга содержит нецензурную бр