Настоящая монография посвящена исследованию вопроса о том, каким образом компоненты функционально-семантического поля эпистемической модальности участвуют в диктемной организации содержания текста и вместе с другими элементами выражения формируют его подтекстовую составляющую.
Актуальность такого анализа диктуется тем, что именно на уровне диктемы и развернутого текста можно выявить фундаментальные свойства всех грамматических категорий, в том числе, следовательно, и категории эпистемической модальности, раскрыть их своеобразие как в обобщающем, так и в детализированном виде и показать их в речевой динамике.
В непосредственные задачи работы входит формулирование теоретических предпосылок, касающихся раскрытия возможности вхождения функционально-семантического поля в пространство текста; изучение характера функционирования компонентов поля эпистемической модальности непосредственно в самом тексте и подтексте; выявление тектообразующего потенциала конструкций с семантикой эпистемической модальности; определение роли конструкций с семантикой эпистемической модальности в формировании текстовых категорий и коммуникативной стратегии речи вместе с изучением свойств диалогичности и полимодальности художественного произведения; анализ роли компонентов функционально-семантического поля эпистемической модальности в организации содержания текстов различных жанрово-стилистических типов.
Монография включает четыре главы.
В первой главе «Функционально-семантическое поле и его вхождение в текст» рассматриваются теории поля в лингвистике, определяются границы текстового пространства и места в нем языковых элементов, составляющих в совокупности то, что названо условным термином «функционально-семантическое поле».
Во второй главе «Функционально-семантическое поле и концепто-сфера» исследуется соотношение понятий «функционально-семантическое поле» и «фрейм», «концепт» и «слово». На изучаемом материале демонстрируется понятийное отношение когнитивной лингвистики к системной лингвистике, служащей прочной основой аспектных «лингвистик», представляющих собою по определению разные направления необходимой междисциплинарной исследовательской деятельности. В соответствии с изложенными принципами устанавливается фреймовое предствление категории эпистемической модальности.
В третьей главе «Эпистемическая модальность в диктемном пространстве текста» раскрывается специфика выражения эпистемической модальности в художественном, научном,публицистическом текстах и в разговорной (бытовой) речи, анализируются актуальные свойства компонентов рассматриваемого функционально-семантического поля.
В четвертой главе «Поле эпистемической модальности в подтексте» исследуется текстообразующий потенциал конструкций с семантикой эпистемической модальности, роль этих конструкций в формировании текстовых категорий и коммуникативной стратегии речи, а также в создании полимодальности художественного произведения.
Авторы хотели бы обратить особое внимание читателя на следующие моменты.
Во-первых, собственно системный подход в лингвистическом приложении позволяет адекватно соотнести для совместного оперирования понятия, относящиеся к разным, подчас и конкурирующим друг с другом, направлениям исследования. В нашем случае это относится прежде всего к понятиям концепта, фрейма и функционально-семантического поля.
Во-вторых, системный подход в лингвистическом приложении демонстрирует продуктивность анализа текстообразовательного действия разных элементов языка в рамках закономерной раскладки этого действия по трем кардинальным сегментным уровням: уровне предложения, уровне диктемы и уровне целого текста. Тем самым системная лингвистика получает весомый вклад в свое укрепление и дальнейшее развитие.
В-третьих, системный подход в лингвистическом приложении помогает раскрыть механизм вхождения функционально-семантического поля в развертывающийся текст-дискурс по закону парадигматического отношения. Что же касается модально-эпистемического поля, то можно утверждать, что оно оказывается важнейшим фактором организации текстового пространства, отражая соответствующую стратегическую установку говорящего-пишущего на характер представления соответствующей предметной информации.
Следует подчеркнуть, что, как будет показано в последующем анализе фактов, компоненты изучаемого поля эпистемической модальности в текстах, относящихся к разным жанрово-стилистическим типам речи, активно действуют в области подтекста, играющего кардинальную роль в передаче целевого смысла сообщения, будь то отдельное высказывание иди, что особенно важно, речевое произведение, взятое в своей целостности.
Глава I.
Функционально-семантическое поле и его вхождение в текст
1.1. Теории поля в лингвистике
Мысль о необходимости подходить к лингвистическому анализу с функциональной точки зрения была сформулирована еще в тезисах Пражского лингвистического кружка. Так, в «Тезисах…» указывается, что «… к лингвистическому анализу нужно подходить с функциональной точки зрения. С этой точки зрения язык есть система средств выражения, служащая какой-то определенной цели» (Тезисы Пражского лингвистического кружка 1967: 17). В. Матезиус в своей статье «О системном грамматическом анализе» указывает на то, что за исходную точку исследования целесообразно принимать коммуникативные потребности говорящего. «Из этого с необходимостью вытекают два вывода: во-первых, мы двигаемся от речи как чего-то непосредственно данного к языку, который в виде системы реален лишь в идеальном плане, и, во-вторых,от функциональных потребностей к формальным средствам, с помощью которых они удовлетворяются. Установленные таким образом лингвистические дисциплины можно назвать функциональной ономатологией и функциональным синтаксисом» (Тезисы Пражского лингвистического кружка 1967: 228).
Проблема поля нашла свое отражение в трудах Ф. Де Соссюра, Г. Ипсена, Й. Трира, Л. Вайсгербера, В. Порцига, В.Г. Адмони, А.В. Бондарко, Е.В. Гулыги и Е.И. Шендельс, Л.М. Васильева, С. Оман и других исследователей. Подробный анализ теорий поля в лингвистике содержится в работе Г.С. Щура (Щур 2007).
Понятие поля восходит к определению языка как системы,представляющей собой сложный механизм. Это теоретическое положение мы находим еще в трудах Ф. де Соссюра. Давая характеристику синтагматических и ассоциативных отношений, исследователь писал, что синтагматические отношения характерны для слов в речи: «слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собою в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно». Ассоциативные отношения – отношения иного рода: «вне процесса речи слова, имеющие между собой что-либо общее, ассоциируются в памяти так, что из них образуются группы, внутри которых обнаруживаются весьма разнообразные отношения» (Соссюр 1999: 21). Ассоциативные отношения, о которых писал Ф. де Соссюр, и являются основой того явления, которое впоследствии в лингвистике стали обозначать как «поле».