1
Святой новгородский князь Александр Невский вошёл в историю как национальный герой, которым россияне гордятся по сей день. Будучи разумным государственным деятелем, политиком, великим воином, стратегом, он заслужил звание хранителя свободы русского народа и его православной веры.
Александр Невский родился 13 мая 1221 года в Переславле-Залесском (Владимиро-Суздальское княжество). При крещении получил своё имя в честь святого мученика Александра Римского воина.
Его отец Ярослав Всеволодович был одним из младших сыновей великого князя владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Мать – княгиня Ростислава (при крещении – Феодосия) была дочерью новгородского и галицкого князя Мстислава Удатного (т. е. «Удачливого»), смелого и талантливого полководца конца XII и начала XIII веков.
Она была тихой и смиренной, отдавшей себя женскому служению. Прожила с мужем в любви и согласии 40 лет, родила ему 11 детей, из них 9 сыновей и 2 дочерей. Из сыновей только один (второй сын Александр) стал исторической личностью – известным на Руси князем, мудрым политиком, великим полководцем и святым Русской православной церкви. Видно, при рождении сам Господь его поцеловал…
В детстве Александр быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению книг, был серьёзен, спокоен, рассудителен и в то же время – добр, силён, жесток к врагам и ловок. Эти, казалось бы, противоречивые черты характера пригодились ему в дальнейшей жизни и государственной деятельности.
Спокойные и интересные его детские годы в Переславле, к сожалению, были очень кратки. Причиной тому был переезд семьи в Новгород Великий, где Александру рано пришлось войти во взрослую жизнь.
Княжение отца в Новгороде оказалось трудным и весьма неспокойным. В течение почти семи лет князю Ярославу Всеволодовичу пришлось провести в боевых походах на Литву, Емь и Чудь, со всех сторон наседавших на новгородские земли. В то же время в самом городе между жителями часто возникали распри, требующие твёрдой княжеской руки и воли для наведения порядка. Четырежды князь Ярослав уезжал в Переславль и вновь возвращался в Новгород по просьбе самих жителей.
Несмотря на свой детский возраст, Александр уже тогда познал, что такое борьба князей за власть и что такое народные волнения и мятежи новгородцев против насилия бояр.
В 1228 году, покидая в очередной раз Новгород, князь Ярослав Всеволодович решил в качестве своих наместников оставить малолетних сыновей (8-летнего Фёдора и 7-летнего Александра), под присмотром их воспитателя боярина Фёдора Даниловича. Но уже в феврале следующего года молодым княжичам пришлось бежать из Новгорода, опасаясь за свою жизнь – в городе начались волнения. Так что первый опыт правления князя Александра стал первым «знакомством» с новгородской вольницей. Конечно, отец быстро «успокоил» восставших и вернул беглецов в Новгород.
Через 8 лет совместного княжения старший из братьев Фёдор, достигнув совершеннолетия, решил жениться. На торжество, связанное с венчанием молодых, были приглашены родичи жениха и невесты. Но случилось то, что в жизни бывает очень редко: гости съехались не на свадьбу, а на похороны. Накануне жених неожиданно сильно занемог и скоропостижно скончался.
Все тяготы княжения в Новгороде легли на плечи 15-летнего Александра. Несмотря на личную трагедию, связанную с уходом из жизни старшего брата, Александр стойко перенёс семейную трагедию. Помогла сила воля его характера, приобретённая ещё в детские годы. Недаром говорят: «Всё начинается с детства…»
Первые годы самостоятельного княжения Александра в Новгороде проходили в сложной и неспокойной международной обстановке. В декабре 1236 года папа римский Григорий IX торжественно провозгласил крестовый поход с целью насаждения католичества среди финских язычников и русского православия, который на самом деле означал захват новых земель Ливонским орденом. Однако из-за несогласованности в действиях немецких рыцарей, шведских войск, боевых отрядов Литвы поход оказался неудачным.
Через год папа римский объявил о втором крестовом походе с той же целью. На этот раз поход на Финляндию проходил под командованием рыцаря Ливонского ордена Биргера. К нему присоединились датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман фон Балк. Они договорились о разделе Эстландии, совместных боевых действиях в Прибалтике и захвате Новгородских земель.
Молодому новгородскому князю Александру Ярославичу ничего не оставалось, как браться за оружие и сражаться. В этих условиях 15-летнему князю пришлось принимать самостоятельные и важные решения. В частности, ливонский вице-магистр Андреас фон Вельвен специально приезжал на переговоры с Александром. В результате князь согласился прислать небольшой отряд в 200 псковских лучников, чтобы принять участие в походе немцев на одну из прибалтийских стран.
Этим ему удалось на время обезопасить границу русских в Прибалтике и не допустить совместных действий Швеции и Ордена меченосцев против Новгорода, сохранив силы для последующей решительной борьбы. Таким образом, политика совсем ещё молодого князя Александра оказалась достаточно дальновидной.
2
В начале 1238 года на Русь нагрянули полчища монголо-татарского войска во главе с ханом Батыем. Они быстро опустошили разрозненные удельные северо-восточные российские княжества. В историю это событие вошло как Нашествие Батыя. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович попытался «пойти на Батыя с мечом» и сосредоточил все имеющиеся у него силы у речки Сить для решающего сражения. Туда же должны были подойти полки Ярослава Всеволодовича, который в те годы княжил в Киеве, и дружина Александра из Новгорода. Но они опоздали… Хитрый и коварный хан Батый со своей конницей внезапно напал на русских ранним утром. Войско Юрия Всеволодовича было разгромлено, а сам князь погиб.
Нашествием Батыя на Русь воспользовались литовцы, захватившие в 1239 году Смоленск. Понимая, что захват важного русского города может спровоцировать нападение литовцев на другие новгородские земли, Александр стал собирать войско для отпора врагу. И ему это удалось…
Следует отметить, что 1239–1242 годы для совсем ещё юного новгородского князя Александра Ярославича стали в его жизни важными:
– во-первых, ему удалось укрепить границу на западе с Литвой;