Любимому внуку Константину – книголюбу и рыбачку, посвящаю.
«…Пространственно-временные порталы и машина
времени – все это давно уже существует. Жаль только,
что не все еще это поняли».
(Из разговора, подслушанного в библиотеке)
ЧАСТЬ I
Несмотря на то, что и папа, и дедушка были заядлыми рыбаками, сам Мишка к рыбалке был равнодушен.
Конечно, он неоднократно бывал на Лесном озере, расположенное всего в двух километрах от дачи. И на утренней зорьке, и на вечерней, с папой или дедом Киром ( Кирилл Андреевич, папин папа) или обоими вместе. Однако, Мишка часто бывал на озере не с удочкой, а с книжкой в руках. Затейливые движения поплавка не вызывали в нем волнения и душевного трепета, пламя азарта не разгоралось в его душе – кто кого перехитрит: рыба человека, или человек рыбу? Выловленным обитателям озерных глубин он, с одной стороны, сочувствовал, а с другой…ну нельзя же быть такой глупой и доверчивой! Мало ли, что аппетитный червяк висит прямо перед носом. Ведь это неспроста, это явный подвох и должно настораживать. Так, нет! Бросается к приманке, цепляется за крючок и с выпученными от изумления глазами оказывается в садке. Хорошо, что выловленную рыбу, как правило, отпускали обратно, предварительно сфотографировав достойные трофеи на память.
Глядя на свои поплавки, папа с дедушкой только вздыхали, слушая шелест переворачиваемых страниц. Мама запрещала Мишке брать книгу на рыбалку:
– Чтения тебе и дома более, чем достаточно! Займись на рыбалке чем нибудь другим.
– Например? – хитро спрашивал Мишка.
– Ну, не знаю. Если не ловишь – крючки привязывай, леску распутывай, следи, что бы поплавки плавали, а грузила, наоборот, тонули. В конце, концов, можно заняться пейзажной фотосъемкой, делать уникальные кадры. Да мало ли, что еще!
Не смотря на мамины опасения, зрение у Мишки было орлиное. С вечера укладывали снасти, рюкзаки. Мама бдительно проверяла Мишкину рыбацкую сумку. А он, хитрый, с вечера прятал книгу под подушку и на утро, на заре, выходил с нею под испытующие взгляды папы или дедушки.
– Ну пожалуйста! Интересная – оторваться невозможно! А что бы вы не заскучали, если клева не будет, я вам вслух читать буду!
И таким образом, прошлым летом, гости Лесного озера и его обитатели ознакомились с волнующими приключениями Робинзона Крузо на необитаемом острове.
Конечно, за книгой, хоть и самой интересной, все время на рыбалке не проведешь. Лесное озеро не даром славилось своей изумительной красотой. Как рассказывали местные жители, в давние, еще дореволюционные времена, на его месте был огромный, глубокий, извилистый овраг, на дне которого били многочисленные родники, воде которых приписывались целебные свойства. Крестьяне с окрестных деревень приходили за «живой водой». Утверждали, что она великолепно помогает от больного живота, улучшает настроение, укрепляет память, способствуют замечательным, ярким сновидениям. Склоны оврага заросли дикой малиной, ягоды которой славились на всю округу – крупные, без червячков, поразительно сладкие и ароматные.
Весной, талыми водами овраг заполнялся почти наполовину, превращаясь в озеро, по форме напоминающее букву «Г». Своим коротким плечом оно уходило в лес, берега были изрезаны многочисленными бухточками, над водой склонялись стволы берез, ив, сосен и дубов. Летом овраг зарастал буйным разнотравьем, пышно цвел шиповник, дикая смородина дарила свои хоть и мелкие, но ароматные плоды, грозно алела волчья ягода. Вокруг родников поселились многочисленные ужи, встречались гадюки, бесчисленные насекомые привлекали птиц, это было идеальное место для вывода птенцов.
Говорить не приходилось, что овраг был излюбленным местом для игр и собирательства всей окрестной детворы. Но случилась беда. Десятилетнюю дочь местного помещика, красавицу Лизу, в овраге, кто-то укусил в ножку. Рана нагноилась, опухла, кожа вокруг нее почернела.
– Гангрена! – с тревогой и жалостью произнес известный врач, приехавший из губернской столицы. – Надо оперировать!
Ногу спасти удалось, но юная Елизавета Петровна на всю жизнь осталась хромоножкой. Безутешные отец и мать девочки решили затопить овраг, что бы никто больше в него не лазил. Были построены две плотины – в начале и конце оврага, а талые и дождевые воды, многочисленные ключи и родники завершили свое дело. Так образовалось Лесное озеро. Купальщики и отдыхающие обходили озеро стороной. Берега были сильно заросшие, отмелей не было. Трехметровая глубина начиналась сразу у кромки берега и достигала 20 метров на середине. Сильно закоряженное дно, богатая подводная растительность создали идеальные условия для обитания и размножения рыб. Тут тебе и золотой карась, и плотва, и карп. Окунь и щука отлично брали на живца и на блесну. Водились раки – явный признак очень чистой воды.
Ловили с большой резиновой лодки, где два рыбака и один книгочей располагались свободно, с комфортом. Выплывали на любимое место около поваленного в воду дерева, привязывались к нему и рыбачили несколько часов.
Мишка вольготно располагался на носу лодки, загорал, если светило солнце, заглядывал в таинственные прозрачные глубины, где нет-нет да и блеснет золотой или серебристый бочок рыбы. Шуршали слюдяными крыльями стрекозы-коромысла, водомерки шустро бегали по своим делам, всплывет и лопнет воздушный пузырь, где -то под берегом квакнет лягушка. Смолистый сосновый воздух, смешанный с запахом воды, трав кружил голову, дышалось полной грудью, вкусно.
Соответственно разыгрывался аппетит. А вот и припасы, заботливо приготовленные мамой и бабушкой Наташей: бутерброды с колбасой и сыром, сладкие яблоки и сливы, пирожки с картошкой и капустой. Запивали сладким горячим чаем из термоса. Мишка давно заметил, что во время еды, когда руки у всех заняты, всегда начинает клевать. В итоге, после неловких подсечек, раскачивания лодки, кто-нибудь обязательно обжигался горячим чаем, ронял кусочки еды на дно лодки и за борт – угощение для подводных обитателей.
В особо жаркие дни, не смотря на холодную воду, папа с дедушкой купались. Осторожно перелезали за борт лодки, ныряли, пуская звонкие пузыри, красивым брассом или кролем легко доплывали до середины озера. Мишка смотрел на них без зависти: толком плавать не умел, хотя на море научился держаться на воде.
–В озеро – ни ногой! – говорила мама и, почему-то, строго смотрела на папу.-Вот приедем домой, пойдешь в бассейн, если захочешь. Потренируешься и будешь плавать, что твой карась.
Как карась Мишка не хотел. Ему хотелось научиться плавать стилем баттерфляй – мощным, красивым, быстрым.
Почему он ездил на рыбалку с книжкой? Это был секрет, о котором не знал никто. Конечно, Мишка мог легкопровести без любимого занятия несколько часов, но то, что с ним иногда происходило при чтении в лодке, дорогого стоило. Мишка внезапно мог оказаться в мире читаемого текста! К сожалению, путешествие в мир автора случалось далеко не на каждой рыбалке. Пытался найти закономерность, ведущую к успеху, но тщетно. Может быть, причиной тому была игра света, особое сочетание запахов и звуков, брызги воды – кто знает? От содержания самой книги, вида печатного издания, мало что зависело, главное, что бы интересно было.