Вадим Елфимов - Порок и болезнь: христианский взгляд

Порок и болезнь: христианский взгляд
Название: Порок и болезнь: христианский взгляд
Автор:
Жанр: Православная медицина
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Порок и болезнь: христианский взгляд"

На основе Библии и трудов отцов церкви в популярной форме рассмотрена проблема соответствия порока (греха) и вида болезни.

Бесплатно читать онлайн Порок и болезнь: христианский взгляд


Введение

Человек в разных научных дисциплинах рассматривается по-разному. Но даже в рамках одной дисциплины подход к изучению человека может отличаться, и существенно отличаться. Вот в философии есть такое направление, как философская антропология, которое и призвано, не подменяя собой исследования в других областях научного знания, обобщать их на мировоззренческом уровне. И наоборот, используя свой особый аппарат изучения, распространять полученные результаты с целью более комплексного понимания человека. Но в том и дело, что мировоззрение – это та платформа, на которой очень трудно достичь взаимопонимания и компромиссного принятия решений.

Религиозная антропология значительно – да, значительно – отличается от философской, метафизической антропологии. Если для нерелигиозного философа человек – это прежде всего Homo sapiens, то для религиозной философии человек – это тоже sapiens, но ещё больше moralis. Не разум есть основная отличительная черта человека в религии, а нравственность. Это только кажется игрой в понятия, но вот, например, какой начальный итог мы имеем в результате этого расхождения позиций. И там, и там есть понятие о триадном единстве человека. Такая триада у «человека разумного»: тело, психика, сознание. Единство «человека нравственного» составляет триада «тело, душа, дух». И уже на уровне одной только составляющей, общей, казалось бы, для обоих философских течений, – именно для тела, – мы видим различие.

В «научной», то есть материалистической философии>1 психические законы и законы, по которым функционирует тело, связаны между собой постольку-поскольку, а вообще-то разные. То есть чувства – это одно, физиология – почти совсем другое. Они связаны между собой общностью происхождения, поэтому и между ними обнаруживаются общие зоны. Теперь уже, видимо, не так много медиков, которые бы не признавали важности взаимодействия психики и физиологии в организме человека, особенно в контексте лечения. Однако на практике психолог и, например, терапевт, а тем более хирург – это, ну, совершенно разные специальности со своими специфическими и не всегда совместимыми особенностями подхода к человеку.

Для нравственности в этой схеме «место» находится – если находится вовсе – всё в той же психике. Мыслительная деятельность по идее нравственно индифферентна, если не подключаются чувства, и если не принимать во внимание сформировавшуюся в течение жизни систему ценностей. В том и дело, что именно подход к пониманию появления и формирования человека формирует и отношение к нему. Куда поместить любовь, например, или веру, если человек образовался от слияния мужской и женской клеток? На какой основе формируются нравственные чувства? На базе той же физико-химии процесса слияния?

В рассматриваемой теме, связь телесных болезней и нравственности, физико-химией не обойтись точно. Потому что на её основе очень трудно «образовать» свободу, если не понимать под ней принципиальную непредсказуемость – невозможно же учесть все движения микрочастиц, участвующих в процессе. То есть в результате слияния клеток образуется не собственно человек с потенциалом становления личности, а некоторый механизм, имеющий индивидуальную врождённую систему функционирования и реагирования на внешние раздражители.

Здесь нет попыток критики или тем более пропаганды. Но надо вполне отчётливо себе представлять, что без духовной составляющей в человеке для его жизни не находится ни цели, ни смысла. Организм функционирует так, как может и должен, что по существу означает одно и то же. Алгоритм принятия решений, сама логика мышления объясняются только из прошлого и по существу только исходя из задачи самосохранения. Если обратиться к теме книги, то и у болезни не может – никак не может быть – изначального смысла. То есть не того смысла, который мы можем приписать прошедшему событию после того, как оно произошло, а того смысла, ради которого это событие случилось. В религиозной философии каждое событие произошло неслучайно, что означает, что у него есть предзаданные цель и смысл. Совсем не факт, что эти и цель, и смысл во время протекания события будут осуществлены, так как Бог управляет миром, но при этом нет никакого насилия над свободой человека. То есть, кроме того, что цель и смысл есть заранее, необходимо признать и то, что они живые, то есть меняются во время самого процесса – каким бы простым или сложным, незначительным или критически важным для выживания он ни был.

Если о связи тела и психики человека в философии говорится давно, фактически ещё от древних греков, то о связи болезней с нравственным состоянием человека говорится по существу только в религиозных произведениях. Философии до сих пор эта тема несколько чужда. О философских аспектах здоровья говорится, о болезнях – фактически нет. Для философии любая болезнь – это несомненное зло, от которого нужно избавляться>2. Но зло, вообще-то, есть категория нравственная, и поэтому логичней было бы и болезни увязывать с нравственностью, а в нравственности, согласимся, есть не только вопрос «почему?», но и «зачем?». Но получается как-то так, что болезни представляют собой какое-то обезличенное зло, то есть для каждого, всегда, везде и во всём. Личная или общественная мораль сама по себе, а физические болезни – сами по себе.

Из религиозного же понимания триадного единства человека следует просто неизбежная увязка телесных проблем с внутренним миром человека. Весь человек со всеми своими возможностями и способностями, как физическими, так и ментальными, и духовными создан как своего рода «проект». Если грубо, то это механизм, в котором нет ни одной лишней детали, но все они предназначены для выполнения определённой цели. О предопределении здесь речи и не ведётся, необходимо видеть различие между понятиями «предопределение» и «предназначение». Но, тем не менее, природа человека составляет собой единое целое. В том «проектном» варианте физические особенности человека и его мышление увязаны между собой. Это не значит, что человек с врождённым физическим пороком неправильно мыслит – нет, это означает, что его мышление другое, отличное от человека, который имеет другое несовершенство.

Все врождённые особенности человека связаны не только с собой, но и с социумом. Поэтому нет и не может быть никаких протестов, чтобы на основе таких вот рассуждений – все наши данные от Бога, и они увязаны друг с другом – оспаривать правильность лечения врождённых пороков сердца или разделения сиамских близнецов. Тем более не может быть никак оспорена обязанность бороться за жизнь любого больного человека. Любая болезнь человека – не только его личная. Тем более у младенцев, где внешняя составляющая (то есть смысл и цель) болезни является основной и на 100% связана с нравственными особенностями окружающих его людей, родителей в первую очередь. Для общества ребёнок таким родился. Бог счёл необходимым, чтобы именно такой ребёнок родился именно в это время, у этих именно родителей, в этом именно месте, в этой именно социальной среде. Каждый человек призван нести в мир свой собственный свет, но ещё – и исправлять тьму других.


С этой книгой читают
Если у болезней есть смысл – если, – то значит они не только "почему", но и "зачем". В христианской философии немало ответов на оба этих вопроса.
Кажется, 90-е не так давно были. Но тем не менее это уже история. Кроме событий, которые у всех на слуху, и о которых мы не имеем права забывать – войны, социальные столкновения, землетрясение, гибель подлодки – была повседневная жизнь с 40-месячными задержками по зарплате, забастовками, двухзначными цифрами инфляции за месяц, любопытной социологией и даже отстрелом ворон за деньги на Дальнем Востоке. Многие уже подзабыли эти времена, а многие по
В книгу вошли новые рассказы тверской православной писательницы, врача-кардиолога Ольги Яворской, в которых автор размышляет о Промысле Божием в человеческой жизни через икону Божией Матери «Нечаянная Радость». В первой части книги повествование адресуется девочке – дочери писательницы, и, как утверждает автор, в нем нет ни капли вымысла. Во второй части автор пишет о призвании православного врача, который заботится в первую очередь о душе пациен
Что свело в одной палате противотуберкулезного диспансера столь разных и в то же время чем-то похожих женщин? Почему болезнь уложила на соседние койки яркую продавщицу и тихую учительницу, студентку и бабушку, русскую и татарку? Автор повести прошла этот путь сама и попыталась осознать причину случившегося с точки зрения православной христианки. С ее мнением можно соглашаться, а можно спорить, но несомненно одно: часто болезнь имеет духовные прич
Дорогие православные папы и мамы и те, кто только готовится стать ими! Перед вами – единственная и незаменимая в своем роде книга. Здесь объединен труд священников, православных врачей и литераторов.Они собрали разнообразные и нужнейшие сведения об отношении Церкви к чадородию и воспитанию детей, медицинские рекомендации по подготовке к родам, по вскармливанию младенца и уходу за ним. Рассказывается об основных проблемах, с которыми сталкиваются
Санкт-Петербургский священник, протоиерей Виктор Грозовский – глава многочисленного семейства и опытный пастырь – рассказывает о духовной стороне болезни детей. В его рассказе раскрываются духовные способы врачевания, которые не только не препятствуют обычному лечению, но и способствуют ему.
Книга, которую вы держите в руках – нечто гораздо большее, чем просто сборник фантастических рассказов. Это островок размышлений на извечные темы человечества: судьбы, любви, доблести и чести. Это пристань философских мыслей о загадочных и невероятных вещах, которые нас окружают. Попытка заглянуть за грань неизведанного и отыскать там ответы на те вопросы, которые мы иногда сами боимся себе задавать. Ну и, конечно, это тонкий юмор, без которого н
Когда парень встречается с девушкой, вы даже представить себе не можете, сколько забавных, смешных и нелепых ситуаций между ними возникает. Будь это конфетно-букетный период или уже полноценная совместная жизнь под одной крышей. Тёма и Алёна, молодая влюблённая парочка, вам это с радостью продемонстрирует! Они будут подшучивать, веселиться, легонько издеваться друг над другом, вплетая в историю своих взаимоотношений те самые светлые юмористически
Нежданное происшествие случается в усадьбе князей Пухиных. Привидениепугает одного из слуг, и владелица имения вызывает полицейского сыскнойполиции. Ситуация почти анекдотичная, но оказывается, что произошлопреступление, и опять Сергей Петрович Стабров разоблачаетзлоумышленников. Пятая повесть из серии книг "Русскiй детектiвъ" Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сер
Милена одна воспитывает сына, и даже не мечтает найти для него отца - зачем? Им и вдвоем неплохо! Однако в ее жизнь врывается угрюмый сосед с двумя детьми и очень грустной жизненной историей. Мужчина Милену не волнует, но вот оставить без помощи младенца молодая мать не в состоянии!