Книги про воспитание детей – для кого они пишутся? Уж точно не для детей! Хотя нам, взрослым, порой так и хочется процитировать что-нибудь подходящее случаю: «Слышал? Ну, значит, и ты должен быть таким!» Иной раз совет специалиста попадает в точку, а случается (едва ли не чаще), что советы не работают. Отчего это?
Все дело в нюансах. Самый многоопытный психолог не сможет отразить в своей книге все обстоятельства жизни, ведь у каждого человека они свои, уникальные. Да и вообще, разве может человек жить по книжке?
Вряд ли бывают универсальные советы по воспитанию. Но мы ищем «свою» книжку. Кто-то для того, чтобы прочитать и подумать: «Это очевидно! Я все это знаю и делаю, и даже лучше!» – и тем самым подтвердить для себя важные истины, к которым пришел самостоятельно. Ведь это так необходимо – быть уверенным в себе, доверять своему мнению и просто знать, что то, что происходит в жизни, – происходит не зря. А другому родителю будет радостнее найти ответы на свои вопросы: «Так вот, оказывается, как!»
Задайте себе очень простой вопрос: кого вы воспитываете? Каким человеком, повзрослев, вырастет сын или дочь – в идеале? Я не пишу – кем: речь не о будущей профессии. Ну не станет ребенок космонавтом, хирургом, заведующим базой… Но все равно станет кем-то, кого другие люди будут любить, уважать, ждать… или, может быть, игнорировать, отвергать, недооценивать? Какие человеческие качества вам бы хотелось воспитать в ребенке? Этот вопрос, пожалуй, не менее важен, чем выбор профессии. Ценим ли мы своих друзей и близких за то, что А. – кандидат наук, Б. – балерина, а В. – директор школы? Конечно, нет. Мы ценим людей за преданность, порядочность, жизнерадостность, находчивость, щедрость, готовность прийти на помощь. Иначе, ценим за человеческие качества.
В этой книге мне хочется поговорить не о детях вообще, а о детях, которые живут рядом с нами. О детях, которые не слушаются, громко смеются и плачут, требуют купить новую игрушку, обижаются, капризничают, устраивают в доме кавардак. О детях – трогательных, обаятельных, беззащитных, доверчивых, наивных. О детях, которых мы будим по утрам, с которыми играем вечерами и за которых так переживаем во время болезни. О детях, которых очень любим. И благодарим Бога за то, что они живут рядом с нами.
А еще в этой книге хочется порассуждать о том, как мы проживаем свою роль родителя. Как нам в ней? Мы будем вглядываться в наших детей, в себя и связанные с нашими отношениями успехи, переживания, сомнения, радости. Важнее – не прочитать чужие советы, а найти свои истины, найти слова поддержки для себя – такие, которые помогут быть родителями осознанно.
Глава 1. Штрихи к портрету
Дети четырех – пяти лет. Забавные, искренние шалуны. Они обаятельны и милы, как герои мультфильмов (мультяшных героев и рисуют похожими на детей 4–5 лет: те же пропорции тела, та же открытость взгляда – хрустально-честного, но с лукавинкой, которая очаровывает еще больше). В них есть непосредственность и наивность. И смелость, словно страха вовсе нет, а мир безопасен и существует исключительно для ребенка и вокруг него.
Вам никогда не удастся создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан-Жак Руссо
Маша из мультика «Маша и Медведь» внешне очень похожа на девочку пятого года жизни. Такая же шустрая, непосредственная, не умеющая оценивать последствия своих действий, с весьма слабым самоконтролем. (Озадачивает, правда, что девочка оказалась в лесу одна, без взрослых, с дикими животными… и удивляет, что при таком «безнадзорном» образе жизни она вполне социализирована.)
В отличие от Маши, наш малыш четырех – пяти лет, скорее всего, регулярно посещает детский сад и понимает, что некоторые общепринятые правила поведения касаются и его тоже. Если родители уделяли ему достаточно внимания, ребенок к этому времени успел многому научиться и многое узнать.
Дети в этом возрасте легко увлекаются тем, что, по их мнению, является «занимательным делом». Внимание «цепляет» в первую очередь то, что вызывает эмоциональный отклик. Чем интереснее предмет или занятие, тем лучше ребенок сосредотачивается и сохраняет внимание. Действительно привлекательным делом дети могут заниматься минут 15–20 и дольше.
Ребенку четырех – пяти лет еще сложно быстро переключаться с одного дела на другое: способность управлять своими психическими процессами еще только формируется. Просьба «собери игрушки и иди есть» пока слишком сложна: скорее всего, начав прибираться, ребенок заиграется и забудет, что вы его ждете. Но к семи годам та же самая просьба уже не вызовет никаких затруднений.
Что знают и умеют дети 4–5 лет
К четырем – пяти годам дети уже многое знают:
• о мире людей (знают имена родственников, детей и педагогов из своей группы в детском саду; ориентируются в половой принадлежности людей; имеют представления о профессиях, имеющих отношение к жизненному опыту ребенка; знакомы с элементарными правилами общения);
• о природе и животном мире (знают наиболее известных диких и домашних животных, их действия, яркие признаки внешнего вида; могут определить некоторые растения);
• о пространстве (верх, низ, далеко, близко) и времени (время суток, время года);
• о некоторых учреждениях и их назначении (магазин, детский центр, поликлиника, бассейн, салон красоты, банк, аптека, вокзал, аэропорт и т. д.);
• различают и называют цвета (черный, белый, желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, оранжевый) и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
К четырем – пяти годам дети уже многое умеют:
• ориентироваться в быту (использовать бытовые предметы по назначению);
• соблюдать чистоту во время еды, одеваться-раздеваться, завязывать шнурки (по необходимости и при условии, что кто-нибудь научит);
• лепить, резать ножницами, обводить рисунок по контуру, собирать разрезные картинки из нескольких частей;
• собирать крупные пазлы, конструкторы типа Lego;
• читать наизусть короткие стихотворения, пересказывать сказки;
• обыгрывать бытовые сюжеты в играх.
Могут ли дети 4–5 лет управлять собой?
Могут, но до некоторой степени. Ребенок развивается, становится физически более выносливым, что влечет за собой и психологическую выносливость. Мы замечаем, что он стал уравновешеннее, его настроение более стабильно. Ребенок может спокойно сидеть рядом с мамой в очереди к врачу, в ожидании приема его можно увлечь книжкой, игрой или раскраской. В кафе он ест «как взрослый», не привлекая внимания посетителей к своей персоне («Йо-хо, а вот и я!»); непривычная окружающая обстановка не возбуждает ребенка, а, скорее, дисциплинирует и напоминает о правилах поведения.