Увы, живу. Мертвецки мертв.
Слова заполнились молчаньем.
Природы дарственный ковер
В рулон скатал я изначальный.
Пред всеми, что ни есть, ночами
Лежу, смотря на них в упор.
Глен Гульд – судьбы моей тапер
Играет с нотными значками.
Вот утешение в печали,
но от него еще страшней.
Роятся мысли не встречаясь.
Цветок воздушный, без корней,
вот бабочка моя ручная.
Вот жизнь дана, что делать с ней?
(Л. Аронзон)
Психология – это наука о душе. Чего желает сознающая душа? Ясности перед лицом жизненных вызовов. Равновесия. Любви. Глубины. Осмысленности. Экстаза. Близости, разделенности. Плодотворности. Совместности сотрудничества. Стаи своей. Одиночества. Принимать заботу и давать заботу. А главное – это ощущение того, что это мне дана жизнь, а не я отдан ее обстоятельствам. То есть немало. И здесь вопрос не компромиссов, меры, а скорее принятия. Воплощения этих качеств строят и личность человека, и его судьбу.
Не тщась охватить хотя бы даже часть вопросов и ответов, которые возникают у человека в этом поле, предоставим свои размышления и опыты о предмете организации сознательного поведения на путях души.
Вопрос качества тревожит душу всем. Можно сказать, что это общее свойство. Сила мотивации. Обобщенно эту силу в древности называли Гермес. Триждывеличайший! Психопомп! Воплощающий процессы качественного изменения материи. Душа – живая материя, воспринимающая. Воплощение качеств души, таких как прикосновение, наполнение, плодотворность, свободность, радость, причастность тайнам (любопытство!)), взаимодействие, принадлежность, индивидуальная выделенность. Самостность. Эти качества могут воплощаться по-разному. Например, плодотворность может соперничать с самостностью, свободностью. Да они, собственно, всегда и конфликтуют. Однако, как мы будем разрешать этот конфликт? К созиданию или распаду? Вверх или вниз? А может быть что-то и должно распасться? Должно ли? Выбор.
Вопрос качества жизни задан, и уже давно. Видимо, он строился с самого начала возникновения сознания, рефлексии. Может, он был его тайным нервом?
Однако здесь мы можем убедиться в том, что максимальное обобщение этого «потока намерения» до персоны Гермеса триждывеличайшего совершенно не мешает делу науки. Достижения современной психологической науки безусловны в деле понимания устройства человека и его мира. Понятийная и концептуальная база позволяет схватывать глубинные и структурные качества. Мы строим понимание и оцениваем действия. Придумываем механизмы коррекции сложных и проблемных состояний. Строим педагогику, формирование личности, на все более и более разумных началах. Разбираемся в семейных отношениях, как важнейшей части жизни каждого из нас. И где только нет приложения психологическому, научному, вопросу и ответу. И даже в беспредельности, вечности, психология смогла найти свой предмет. Поскольку психология – это наука о душе. А душа отражает все.
Как ученые и инженеры душ мы можем оценивать ситуацию, исходя из идеи поломок, очевидных или менее очевидных ошибок и несообразностей. И тогда мы чиним. И починив, видимо, собираемся куда-нибудь поехать? И здесь заканчивается то, что есть, и наступает то, что могло бы быть, мы совершаем выбор. Выбор и свободен, и обусловлен. Это противоречие отсылает нас собственно к тому, кто этот выбор совершает, и, насколько это возможно успешно, этому выбору следует. Насколько он воплощен, наличествует, существует? Непредсказуемость результата – источник новых и новых вопросов для каждого, кто прокладывает путь собственной жизни.
Мы не можем сказать человеку, что он должен делать, если мы заинтересованы в нем как в самостоятельном существе. Мы не можем не говорить человеку, что он должен делать, если мы заботимся, сотрудничаем, принимаем участие в каких-то общих ситуациях. Скорее здесь вопрос правильного места, меры и формы взаимодействия. В этом истинном противоречии весь процесс воспитания). * (Противоречия или вызовы являются источником энергии в ситуации, которая необходимо должна быть разрешена.)
Предмет качества, результат качественного процесса, воплощается в философском камне алхимиков. Конечно, понятно, что в нашей текущей жизни мы воплощаем эту идею качества для нас настолько, насколько можем. Но здесь речь идет о квинтэссенции качества.
Вслушаемся. Каждый элемент, а также предметы, имеют в основе своей активный субъект, который позволяет им быть именно в этом качестве. Это есть наивысшее обоснование данного бытия, наличия. Квинтэссенция активности. И, как сказал Альберт Великий, касательно камня философов, который также является метафорой, или субстанцией, активности: «Еслиэтавещьсуществует, яхочузнать, какимобразомонасуществует, еслинет, яхочузнать, какимобразомонане существует».
Альберт фон Больштедт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907.
В центре лабиринта – огонь. Изменение, трансформация, выход на следующий уровень жизни. Момент трансформации – к проявлению или ничтожению. Ответ на вызов, который есть у человека – заявка на эту битву. Эта битва может быть небольшой в каждом конкретном случае, но она всегда определяющая. Всегда есть конкретный результат, и в итоге мы встречаемся сами с собой. Изменившимися. Но мы выбираем, с чем имеем дело, в большей или меньшей степени. Что мы полагаем своей битвой? В этом качестве мы встречаем сами себя. Ответ на этот вопрос – бесконечная дорога самосовершенствования в условиях вызовов Лабиринта (в котором еще есть и Минотавр).
Закоулки, опасности, колодцы (провалы). Застрять на стенке колодца – выбрать не ту битву. Если мы выбираем неправильный (неадекватный) вызов, то встаем на путь потери себя. Не везде мы нужны, но, проигрывая битву с собой, никаких других битв мы больше не выиграем.
Нить Ариадны – женская, все-таки, помощь герою. Феномен гармонии, красоты, наполненности того, что происходит. Повышение качества, результативности, плодотворности. Любовь – высшая сила.