Предисловие
В настоящей работе мы попытаемся разобраться с таким сложным явлением, как правовой статус скважин, включая скважины по минеральной воде.
Постараемся привести законодательные и прочие понятия, судебную практику, включая спорные вопросы.
На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:
Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», с изменениями;
Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994 г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583. Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.
Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.
Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:
Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.
Обо всем этом и многом другом, мы попытаемся разобраться в настоящей работе.
Понятие водозаборной (артезианской) скважины, юридические признаки
Скважина – движимое или недвижимое имущество?
Законодательство не содержит понятия «скважина», оно дает лишь ее признаки, ориентируясь на допустимые значения глубины, таких водозаборных сооружений.
При этом, чтобы использовать данное понятие в легальном поле, нам все равно нужно детерминировать понятие, в т.ч., как то начало, от которого можно оттолкнуться раскрывая подзадачную тему.
Скважина – горная выработка круглого сечения, пробуренная с поверхности земли или с подземной выработки без доступа человека к забою под любым углом к горизонту, диаметр которой намного меньше её глубины. Бурение скважин проводят с помощью специального бурового оборудования.
Артезиа́нская сква́жина – это буровая скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод (подземных вод, заключённых между водоупорными слоями и находящихся под гидравлическим давлением).
Скважина в контексте подзадачной темы является водозаборным сооружением.
Скважина нефинансовый актив, что важно для целей бухгалтерского и налогового учета.
Существует 2 подхода к признанию скважин – движимым или недвижимым имуществом.
Первый подход сводится к тому, что из 13 ГОСТ 25151-82 следует, что «водозаборная скважина это скважина для забора подземных вод», которая оборудуется обсадными трубами и фильтром. То есть она является объектом капитального строительства. При этом водозаборная скважина выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к участку, зданиям и не имеет самостоятельного назначения. Она не является недвижимостью, а представляет собой часть земельного участка и не подлежит кадастровому учету как самостоятельная единица.
Такого подхода придерживаются в Федеральном агентстве по недропользованию.
В письме от 10.08.2021 № ОК-03-31/12369 федеральное агентство по недропользованию дало разъяснения о необходимости оформления лицензии на пользование недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин на объекте размещения отходов и сообщило следующее:
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Соответственно, отдельные объекты горных работ, в частности буровые скважины, в зависимости от своих технологических и конструктивных характеристик могут являться или не являться объектами недвижимости и объектами капитального строительства. При этом в каждом конкретном случае данный вопрос решается исходя из содержания проектной технической документации на такой объект.
По второму подходу, скважина также является недвижимым имуществом (ст.ст. 129, 131, 209 ГК РФ). Аналогичного мнения придерживаются Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской республики, Бевзенко Р.С., Истислямов Ш.А. и др.
Нам, все-таки представляется справедливость второго подхода, относящих скважины, как сложные объекты (вещи) к недвижимости, в т.ч. как объекты прочно связанные с землей, невозможности их свободного или иного перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению, другим объектам (земли, например), включая другие объекты недвижимости, делимости (неделимости) объекта (скважины) и т.п.
Аналогичные выводы содержатся в правовых позициях Верховного суда России.
В соответствии с позицией Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» в пункте 38, определен аналогичный подход, согласно которому вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств …, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. Все иные объекты, не подпадающие под указанные правила п. 1 ст.