Михаил Рогачев - Предпоследний свидетель

Предпоследний свидетель
Название: Предпоследний свидетель
Автор:
Жанры: Юмористическая проза | Геология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Предпоследний свидетель"

Книга адресована инженерам, вступающим в горную профессию. Россия же продолжает жить запасами минеральных ресурсов, открытых отечественными геологами.В государстве воспитывалось достоинство горного сословия, вновь созданное в 1940-1970 гг.Показательным является роман Олега Куваева “Территория”. Съемщик Андрей Гурин в нем размышляет о свидетелях: обидно, говорит он, когда я буду последним авантюристом среди торговцев-приобретателей.Нам следует помнить о поколениях геологов, труд которых составил основу сегодняшнего богатства олигархов, распоряжающихся как своими, кладовыми Отечества.

Бесплатно читать онлайн Предпоследний свидетель


Михаил РОГАЧЕВ


ПРЕДПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ


(Как Родина формировала из меня горного инженера)





Посвящаю горным инженерам-геофизикам образца 1970-х-1980-х годов. Тем, кто не сломался. Не изменил профессии. Не покинул Отечество.

Посвящаю alma mater.


М.В. Рогачев


ПРЕДПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ


(Как Родина формировала из меня горного инженера)


АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

Книга 1


ОМСК-2016

От Автора

Книга предназначена инженерам, вступающим в горную профессию и, своим названием настораживает. Почему не последний свидетель? А это-часть скрытой цитаты. Дело вот в чем: Россия в начале этого века продолжает жить запасами минеральных ресурсов, открытых отечественными геологами в прошлом. Этот тезис следует из того факта, что в стране за последние 30 лет не открыто ни одного нового рудного месторождения.

В период 30-60 х гг 20 века в государстве особо ценились геологические кадры. Достоинство горного сословия, воссозданное в 1940-1970 гг основывалось на воспитании do it yourself («делай сам»), уникальными событиями в жизни страны и мудрыми книгами.

Настольной книгой “мгришников” уже несколько десятилетий является роман Олега Куваева “Территория”. В нем, съемщик Андрей Гурин размышляет о свидетелях: обидно, говорит он, когда я буду последним авантюристом среди захватывающих мир торговцев-приобретателей. В этом смысле, автор романа еще в 50-х гг прошлого века, за 40 лет до сегодняшнего дня, предугадал будущую капитализацию России.

Добавлю, ради исторической справедливости: россам-русичам хорошо бы помнить о поколениях геологов, труд которых составил основу сегодняшнего богатства олигархов, распоряжающихся, как своими, подземными кладовыми Отечества.

К сожалению, ныне торжествуют те, которые паразитируют на накопленном народом общественном богатстве.

Быстрое, по историческим меркам времени, восстановление страны после гражданской войны означало тогда, что двигателем экономики являлась вера в народе в свою идентичность и идеи справедливости. Нужно верить, время охлократии пройдет, и, наше поколение не будет последним свидетелем.

Повесть несет познавательную нагрузку в виде секретов в профессии. Ее две книги сдобрены нетривиальными и анекдотичными ситуациями: полевыми, офисными, методическими, в которые волею профессиональной судьбы попадал автор.

Вторая книга повести нагружена размышлениями, социально-политическими идеями для приспособления молодых инженерных умов к окружающей действительности; повествует о жизни и идеалах предпоследних проспекторов советской Атлантиды. Я надеюсь, наши традиции не останутся в прошлом, пока жива память о советской геологии. 28 учебных заведений страны все еще продолжают готовить инженеров геофизического профиля.

© Рогачев М.В., 2016, [email protected]

…материалы и сведения,

которыми располагаю лично я,

никакого вреда людям и организациям,

где я работал, принести не смогут.

от Стругацких

Вместо приветственного вступления

Если в Северной Америке оперируют нарочито смешными законами Паркинсона, Мэрфи, то в России, за ее более чем тысячелетнюю историю, выкристаллизовались пословицы, поговорки и народ использует их, как последнюю истину.

Перефразирую, как “черномырдинку”, известную поговорку: как вступим, так в какую-нибудь субстанцию. И так, начинаю.

Меня зовут Михаил Рогачев. Мне 63 года. Свою жизнь в профессии я делю на три периода:

–в нефтяной сейсморазведке (первые 13 лет, 1971-1984 гг) системы Мингео СССР,

–электрометрия и ЭХЗ, каротаж ГК, ННК и ГГК в Газовой промышленности (17 лет, 1984-2001 гг),

–в инжиниринге (2001-20015 гг).

При этом, по современной реестровой классификации Минтруда и по “корочкам”, меня можно назвать:

–специалист по поиску и разведке МПИ, – 13 лет практической работы

–специалист по буровзрывным работам, – 5,5 года практики

–специалист по ядерной и радиационной безопасности, – 6 лет практической работы

–специалист в области проектно-изыскательской деятельности – 21 год.

Потребность описать становление инженера с учетом, как было тогда, при советском укладе и чем отличается инженерный труд сегодня, обычно возникает на переломах в обществе.

Моя потребность связана с простой мыслью: донести до молодых геофизиков личный взгляд на формирование инженерного творчества и, попутно, через разницу “тогда и сейчас”, попробовать оценить, что Россия потеряла и что приобрела. Можно назвать этот труд – автобиографические заметки, смешанные с размышлениями. На очень умном языке, размышления называются реминисценции.

Первая примитивизация инженерного дела наступила во время слома эпохи царской России, сильного периода развития русской промышленности (1870-1930 гг) и соответственно больших потребностей страны в инженерных кадрах. И что сделали тогда с инженерным корпусом большевики!? К 1929 году, утверждают некоторые (А. Кулешов), инженеров в России не стало.

Но, в период индустриализации, большевики поняли, без специалистов никак. Тогда широко привлекались американские инженеры (1929-1935 гг). В то же время, дела врачей, главных инженеров-вредителей и выведение почти под корень всех крупных командиров, то есть военных специалистов накануне войны, – вне человеческой логике.

Как бы там не было в кровавой истории нашего народа, переменное могущество государства всегда было связано с инженерными и научными кадрами, наиболее важной для развития страны части технически образованного населения. Научными школами мирового уровня. Не мною сказано, одна из лучших в мире – русская геологическая отрасль в ее золотой полувек (1940-1990 гг).

Тогда экономика обслуживала целевые интересы, потребности страны и, следовательно, народа. Зададимся простым вопросом, кого сегодня обслуживает капитал? И на этот вопрос нет простых ответов. Даже в непопулярном в народе правительстве!

Справедливо кем-то замечено, новая технология вырастает из инженерной идеи. Во времена Иосифа Виссарионовича, могущество империи восстанавливалось, по А. И. Солженицину, из “шарашек”.

А сегодня. 27 лет новой России – буржуазно-феодальной, олигархической. И все распадалось при нас и с моим участием. После распада, эффекта западного пылесоса и просто разграбления в научно-технической сфере стоит голый вопрос. А остались ли в России настоящие инженеры? Как в 1929 году.

Мы все знаем. В царской России творил Гарин-Михайловский: инженер-путеец. Он первым извлекается из моей памяти по изумительной трилогии: ““Детство Темы”, “Юность Темы”, “Отрочество Темы””. Вторым – многогранный Шухов В.Г., затем-Попов, Ползунов, Черепанов. Русские изобретатели: Можайский, Зворыкин, Яблочков и Лодыгин, Сикорский.

В “большевицкой” России: Цандлер, Королев, Туполев, Токарев, Калашников, да целая плеяда. Когда Отечество в опасности, из народа естественным отбором вдруг вырастают кадры-крылья. А власть старательно эти крылья укрепляет. Так было всегда.


С этой книгой читают
Занимательные и познавательные истории (написанные к тому же от первого лица!) про жизнь, быт, привычки и традиции народов стран Центральной Америки, больше известных миру под названием «банановые республики».Время описываемых приключений: конец прошлого – начало нынешнего века, с небольшими историческими инкрустациями и обильными повседневными комбинациями.
Невероятная история о рыбаке из сельской глубинки, выудившем удивительную рыбу, и о дальнейших последствиях. Описывает сельский быт современной деревни.
Три языческих бога и одна богиня, призванные Зевсом со всех концов Ойкумены на курсы просветления разума и повышения квалификации в Древнюю Грецию, шалят с игрой в шары сотворенья. Застигнутые врасплох в момент метания жребия, получают от возмущённого шефа нагоняй. А ещё воспитательное задание отправиться через две тысячи двести двадцать два года в Россию, провести там сто лет и с помощью выбранного ими человека повлиять на развитие страны и обще
Приключения Мистера Уигглса – это серия рассказов, из жизни легендарного кота. Который получил свою легендарность, как и шрам на левом ухе, во время эпичной битвы с табуреткой. Это веселые истории, которые точно заставят Вас улыбнуться
Сашке не везло по жизни, он считал себя неудачником. Перед смертью отец дал ему совет играть в лотерею. И Сашка срывает большой куш. Но этот шанс оказался не его…
Книга представляет читателю философического характера объяснения сути спасения одной из цивилизаций, расположенных на звезде Аномеда. В ней раскрыто полное теоретическое обоснование изменения общего сознания умственных существ. Здесь же поясняется причина природно созданного фактора силы среды, суть возникшего экваториального прогиба на планете, изменение магнитных полюсов и возникновение убойного характера волны.
Курс управленческого цикла. Самоучитель эффективного менеджмента. В книге подробно объясняется, что такое управленческий цикл, из чего он состоит, рассматриваются его составляющие.
В лесах штата Мэн бесследно пропадает группа студентов, собиравшихся исследовать небольшое подземное озеро. На их поиски отправляют двух агентов ФБР…Странная история о попаданцах, рассказывающая, что НА САМОМ ДЕЛЕ, скорее всего, произойдет с теми, кому доведется провалиться в иные миры и пространства.