ХХI век будет веком гуманитарных наук. Тот, кто собирается выиграть и остаться на мировой шахматной доске, должен первым создавать совершенно новую систему научных представлений о мире, власти и обществе. Современная «большая игра» в ХХI веке предполагает наличие интеллектуально-стратегического превосходства. На наш взгляд, шансы России избежать глобальной войны в огромной степени зависят от того, насколько удастся создать достойный уровень гуманитарного знания. И прав был немецкий канцлер Бисмарк, когда говорил о том, что войны выигрывают приходской священник и учитель. Но в этой фразе есть и другой смысл, который мало кто замечает – священник и учитель выигрывают не войны, а мир.
Превосходство в гуманитарных знаниях – это путь победы в ХХI веке. Об этом говорил французский философ Мишель Фуко, кода в свой книге «Надзирать и наказывать» писал о «власти-знании». Что сделали большевики, когда пришли к власти в октябре 1917 года? Они предложили свою науку, отличную от царской. Коммунисты смогли победить тогда, когда вычислили наиболее уязвимые точки российской империи, их власть была тем, что Фуко называл «властью – знанием». Невозможно построить светлое будущее, пользуясь чужой системой знаний об обществе и историческом развитии. То есть, если страна в ХХI веке хочет быть активным игроком на мировой арене, то должна создать такую систему знаний, которая будет отражать ее национальные взгляды и интересы. Почему проиграли коммунисты? Они утратила свое интеллектуальное превосходство в «холодной» войне.
Понятно, что интеллектуальное превосходство – это совершенно необходимое условие, чтобы не только присутствовать на мировой шахматной доске, но и просто попасть в число активных игроков. Современной России необходимо новое знание о мире, с иной научной структурой, отличной от нынешней, отражающей реалии ХХ века, знания прежде всего о болевых точках современного мира. И понятно, помимо новых представлений о мире, нам всем необходимо точное и достоверное знание о самих себе. Современная наука таких знаний не предоставляет, что обрекает Россию на проигрыш в современной войне. Поскольку, чтобы двигаться вперед, нужно сначала познать самих себя. Значит, необходимо создавать новую систему научных дисциплин о власти и обществе.
Именно в этом заключается смысл появления кратологии как новой науки о власти… В целом, создание этой дисциплины является не случайным. Власть является одним из универсальных феноменов современной жизни, с ней человек сталкивается постоянно: в семье, на работе, в учебе, органах власти и т. д. Власть проявляет себя в экономике, управлении, культуре, в политике. На протяжении веков авторитет, легитимность и стабильность государственной власти являются условием существования и развития общества и фундаментальной проблемой политической науки.
В современной политической науке феномен власти вызывал и продолжает вызывать огромный интерес, но, несмотря на многовековые традиции его изучения, по-прежнему остается не до конца исследованным. Лучшие умы человечества в разные периоды истории посвящали свои труды изучению власти. Первые попытки исследовать этот феномен предпринимали китайские мыслители и древнегреческие мудрецы. В этот период кратология изучалась в рамках философии. Огромное значение для анализа феномена власти имеют труды Конфуция и Каутильи, Аристотеля и Платона. К исследованию сущности властных отношений обращались многие западные философы, социологи и правоведы, как в эпоху Средневековья так и в Новое время. Именно их труды заложили основы современной науки о власти. Значительный вклад в развитие кратологии внесли философские работы Ж. Бодена, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Ж. – Ж. Руссо, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Вебера, М. Дюверже, Т. Парсонса. Проблема функционирования власти как таковой и, прежде всего, политической власти, была и остается предметом исследования отечественных ученых. К ним можно отнести труды Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др. За тысячелетие существования российского государства учеными прошлого и современности созданы многочисленные концепции власти и властных отношений, в которых неоднозначно определялись ее сущность, источники и субъекты. Эти исследования продолжаются и в настоящее время.
Власть, властные отношения и динамика их развития и взаимодействие с обществом имеют актуальность и для современной России, идущей по пути строительства демократического общества и правового государства. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях президент России В. В. Путин. Вопросы власти находятся и под пристальным вниманием премьера Д. А. Медведева, о чем свидетельствует его выступление в бытность президента со статьей «Россия, вперед!» и обращение к Федеральному собранию в ноябре 2009 года.
Однако науки о власти как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой категорий, понятий, отраслей знаний пока еще не существует. Даже политология, которая пришла к нам с Запада в конце 80-х годов, не может заменить науку о власти. Это связано с тем, что политика, будучи производной от власти, является ее функцией и характеризует основные направления деятельности власти. Исходя из этого можно предположить, что это политология является составной частью кратологии, сопутствующую ей, исходящую из ее идей и представлений.
Кратология – наука молодая и поэтому ее проявления столь многообразны в различных формах и аспектах. Сегодня феномен власть изучается не только в рамках политологии, но и философии и истории, психологии и юриспруденции, социологии и др. Однако, каждая из этих наук, имеет свой подход и свою точку зрения к исследованию данного объекта, применяя при этом присущие им методы познания и свой категориальный аппарат. В настоящее время необходимость изучать власть не в отдельных аспектах, а как целостную систему, более чем назрела.
В связи с этим, многие учёные высказывают мысль о необходимости становления новой науки – кратологии, как науки о власти, которая, вобрав в себя богатейший материал, собранный в рамках других наук, позволила бы осуществить комплексный подход к исследованию власти, как целостного явления. Именно, такую попытку предприняли авторы данного исследования, разработав учебный курс «Прикладная кратология».