В 1964 г. бельгийский ботаник Ж. Леонар обнаружил в африканских лесах вблизи озера Чад небольшое племя аборигенов, уклад жизни которых, судя по всему, не менялся на протяжении нескольких тысяч лет. Эти мирные люди не занимались ни охотой, ни земледелием. Все, что им было необходимо, они находили вокруг себя – их дикие леса изобилуют фруктами, ягодами, кореньями и другой пищей. Современная цивилизация им была незнакома. И, хотя такие племена в Африке не редкость, один факт все же привлек пристальное внимание Ж. Леонара. Очень странным показалось ученому то, что эти люди, как правило, доживали до глубокой старости (средняя продолжительность жизни в Африке – 35 лет) и практически не болели! При полном отсутствии какой-либо медицины у всех стариков были здоровые хорошо сохранившиеся зубы и густые черные волосы. Занявшись изучением их образа жизни, Ж. Леонар обратил внимание на лепешки зеленого цвета: дикари употребляли их в пищу вместо хлеба. Их готовили из тины, собранной на поверхности озера и высушенной на солнце. При детальном исследовании выяснилось, что эта тина почти полностью состоит из одноклеточной синезеленой водоросли – спирулины (Spirulina Platensis).
Спирулина давно известна науке. Считается, что ее возраст – порядка 700 млн лет. Синезеленые водоросли, к которым принадлежит спирулина, являются, очевидно, древнейшими из найденных до настоящего времени ископаемых растений. И, по-видимому, наиболее простыми из всех существующих хлорофилл содержащих растений. Спирулину употребляли в пищу еще древнеегипетские жрецы и фараоны. Древнейшие из найденных до настоящего времени ископаемых растений были, очевидно, синезелеными водорослями. Высокоразвитые цивилизации майя и ацтеков знали ее в том же качестве. Однако когда в Мексике появились испанские конквистадоры, они ограничили ее употребление местными жителями чтобы повлиять на репродуктивные способности и снизить численность населения, облегчая себе, таким образом, удержание территорий. И до сего дня спирулина остается одним из главных продуктов питания африканского племени канебоу, живущего в окрестностях озера Чад. Состоянию людей, употребляющих в пищу спирулину, можно только позавидовать.
Из летописи известно, что император Монтесума любил рыбу. Ближайшим местом, где она водилась, был Мексиканский залив, расположенный в 180 милях от дворца. Доставка рыбы к столу императора занимала у «марафонцев» целые сутки. Эти атлеты пробегали 100 миль в день, и спирулина была важной частью их рациона. Останавливаясь для короткой передышки, они доставали из мешочков, которые всегда носили с собой, немного порошка спирулины, смешивали его с водой, съедали и таким образом восстанавливали запас энергии. Существует точка зрения, которая связывает с потреблением ацтеками спирулины (с ее совершенным белком в высокоусвояемой форм) жизнеспособность этой нации: ее успехи в науках (математике и философии) и искусстве, ее грандиозное строительство и масштабные войны.
Еще в 1521 г. Бернар Диасдель Кастилльо упоминал о галетах под названием «текуитлатль», считавшихся привычным блюдом у ацтеков. Они представляли собой высушенные слои спирулины, выращенной в щелочной воде озера Токскоко вблизи Мехико. Кстати, именно повышенная щелочность воды является благоприятным фактором для развития спирулины.
После открытия Ж. Леонара ученые занялись изучением чудесных свойств спирулины. В 1977–1980 гг. Г. Чамморо, официальный эксперт по пищевой токсикологии УНИДО (г. Вена), подтвердил отрицательный токсикологический результат при применении спирулины, который был получен в результате опытов на нескольких поколениях крыс. Доктором Э. Сантакрусом установлено, что протеин спирулины сравним с протеином яичного желтка, а лечебные свойства препаратов спирулины превосходят все мыслимые ожидания ученых.